«Долги серьезно сказываются на качестве жизни»

Сбыт

Период экономической нестабильности сказывается на платежеспособности населения, и поставщики коммунальных ресурсов одними из первых ощущают рост дебиторской задолженности. О механизмах работы с должниками рассказывает начальник департамента правового обеспечения ОАО «Нижегородская сбытовая компания» Вадим Тарасов.

— Как в условиях нынешней экономической ситуации меняется дебиторская задолженность компании?

— Растет, и причины понятны. В части клиентов-юридических лиц под конец года в должниках оказались бюджетные организации и предприятия сферы ЖКХ в районах области. Первые — из-за дефицита бюджета, вторые — сами стали заложниками ситуации, когда на фоне повышения цен граждане экономят даже на продуктах и не спешат платить за коммунальные услуги. Собственно, те же экономические причины провоцируют долги и физлиц перед Нижегородской сбытовой компанией. Конечно, в этих условиях процент недоплаты существенно растет.

— Как складывается практика по возврату долгов физлиц? Какие инструменты по взысканию использует Энергосбыт?

— Работа с должниками планомерна. По итогам девяти месяцев 2014 года компания направила недобросовестным клиентам 22,35 тыс. досудебных претензий и 3,6 тыс. исковых заявлений в суд — это на 86% и 94% больше, чем за тот же период прошлого года. Кроме того, 36 тыс. должников получили уведомления об отключении электрической энергии, а под ограничение подачи попали почти 3,9 тыс. абонентов (на 76% больше, чем годом ранее). Мы традиционно напоминаем, что долги серьезно сказываются на качестве жизни: например, как показали результаты третьего квартала, у 1,27 тыс. недобросовестных клиентов часть долга ежемесячно списывается из зарплаты, а у 875 должников — из пенсионного пособия. Также средства могут взыскиваться с банковских счетов — такая мера была применена к 475 клиентам Нижегородской сбытовой компании. Если говорить о результатах судебных разбирательств, то по итогам девяти месяцев 261 должнику был временно органичен выезд за рубеж, на имущество 200 клиентов был наложен арест, а 375 потребителям, имеющим задолженность, запретили продажу транспортного средства.

Что касается инструментов по возврату долгов, то в этом году мы действительно добавили несколько новых механизмов, и они уже показали свою эффективность. Так, в сентябре-октябре мы в тестовом режиме запустили так называемый автодозвон потребителям: теперь граждане, долг которых за электроэнергию превышает два месяца, по телефону получают сообщение о задолженности с нашего внутреннего программного комплекса. В ноябре автодозвон заработал в полную силу, и по итогам месяца мы увидели существенный прирост платежей.

Кроме того, мы начали рассылать должникам, проживающим в частном секторе, «красные квитанции», а тем недобросовестным плательщикам, которые живут в многоквартирных домах, мы направляем счета с крупной надписью «Долг».

Есть и еще один весомый способ влияния — пени. ­Если раньше они начислялись должникам только при выходе в суд, то сейчас пени начисляются на все лицевые счета, по которым просрочена оплата.

А в декабре стартовала наша новая акция, призванная стимулировать своевременную оплату за электроэнергию. Из фонда общим объемом 5 млн руб. некоторым добросовестным плательщикам, которые внесут плату с 1 по 20 декабря, мы зачислим на лицевые счета средства в счет оплаты будущих периодов. То есть если повезет (а мы разрабатывали правила таким образом, чтобы никто не мог повлиять на результат), можно будет не платить за электроэнергию несколько месяцев.

— Что компания делает для сокращения объема задолженности со стороны юрлиц?

— На сайте Нижегородской сбытовой компании есть раздел с информацией о наиболее крупных должниках — юридических лицах (кстати, очень полезный, если, например, нужно проверить на платежеспособность своих контрагентов), он ежемесячно обновляется — туда включаются предприятия и организации, задолженность которых просрочена более 90 дней, не реструктуризирована и составляет более 2 млн руб. Но существенного роста недоплаты, как в случае с физлицами, мы не наблюдаем. Так, если в августе таких недобросовестных потребителей — юридических лиц насчитывалось 50, то к декабрю список сократился на 12 организаций. На 1 декабря 2014 года в список злостных неплательщиков вошли 38 юрлиц, из них семь предприятий ЖКХ, четыре бюджетные организации, одна энергосбытовая компания и 26 потребителей, отнесенных к категории «Прочие», куда вошли, например, ООО РУМО, ООО «Специнвестпроект», завод им. Я. М. Свердлова (Дзержинск), ООО «Энергосистемы» (Кстово) и другие.

— Насколько остра сейчас ситуация с платой за электроэнергию общедомовых нужд (ОДН)?

— В целом ситуация стабилизировалась. И областная прокуратура, и суды признали за нами право до заключения домоуправляющей компанией с нами договора выставлять жителям многоквартирных домов плату за ОДН, минуя управляющую компанию, и собирать эти деньги. Так что клиенты начинают привыкать к реалиям действующего законодательства, постепенно спадает количество жалоб, растет оплата и уровень самой платы за ОДН стабилизируется. Но мы понимаем, что переходный период растянется еще не менее чем на полгода, и продолжаем активно информировать граждан о том, что они сами могут управлять своими затратами на ОДН. Например, напоминаем, что показания индивидуальных и коллективных приборов учета нужно сдавать синхронно или максимально близко по срокам друг к другу, чтобы избежать завышенных счетов за ОДН. Или о том, что нужно самим проявлять активность и отслеживать случаи несанкционированных подключений к сетям в доме. Случаи такого воровства, которое неизбежно увеличивает плату за ОДН, сложнее всего выявить, но положительная практика есть: граждане привлекают участковых, которые фиксируют нарушения, составляют протоколы, на основе которых суды назначают штрафы. К сожалению, мы здесь как поставщик коммунальной услуги лишены полномочий вмешиваться во внутридомовую жизнь. Все, что мы можем сделать для своих клиентов, — это максимально подробно разъяснить им их права и полномочия, чтобы снизить плату за электроэнергию в рамках ОДН. Мы заинтересованы в этом в первую очередь. У некоторых есть ошибочное мнение, что нам якобы выгодно выставлять большие счета за ОДН, но это не так: ведь люди, видя завышенный счет, не хотят платить, а значит, растет объем задолженности.

— В Дзержинске переход на оплату ОДН затянули многочисленные судебные процессы. Как сейчас там обстановка?

— В Дзержинске с нами активно судился комитет по защите прав потребителей, посчитавший, что Энергосбыт начисляет плату за ОДН неправомерно. Процесс длился на протяжении года. Эта некоммерческая организация провела активную пиар-кампанию по всему городу, даже собрала с людей деньги на организационные расходы и выиграла суд первой инстанции. Мы последовательно обжаловали это решение, и кассационная инстанция — президиум Нижегородского областного суда — направила дело на новое рассмотрение, отменив решение первых двух судов. В итоге в июне Дзержинский горсуд за одно заседание вынес решение в нашу пользу, подтвердив право Нижегородской сбытовой компании напрямую выставлять гражданам плату за ОДН. Правда, комитет продолжает обжаловать это решение, но, на мой взгляд, это бесперспективно, так как его аргументация не меняется, а практика разбирательств в других районах показывает, что все суды ориентируются на решение президиума облсуда. Также комитет инициировал подачу многочисленных индивидуальных исков от дзержинцев, суть требований в которых сводилась к тому, что мы должны вернуть или зачесть в счет индивидуального потребления деньги гражданам, уже оплатившим ОДН. Но они не имели и не имеют под собой никаких оснований так же, как и огромное количество наших разбирательств с государственной жилищной инспекцией, которая выдавала предписания о том, что Энергосбыт неправомерно выставляет плату за ОДН, — их мы успешно обжаловали в арбитраже.

Беседовала Людмила Аристова

Вся лента