Губернатора пробурила идея
Андрей Бочаров предлагает забрать в госсобственность проблемный волгоградский завод
После пикета сотрудников ООО ВЗБТ, недовольных отсутствием у предприятия работы и задержками заработной платы, неожиданное решение проблем завода предложил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Он заявил, что собственникам предприятия стоит заплатить долги и «сдать» завод в государственную собственность, после чего забота о формировании портфеля заказов станет головной болью областных властей. Как стало известно „Ъ“, менеджмент ВЗБТ предлагает собственную программу выхода из кризисной ситуации благодаря конъюнктуре рынка и нестабильности конкурентов, условия для ее реализации сейчас близки к оптимальным. Наблюдатели оценивают заявления губернатора скептически.
По информации „Ъ“, в ближайшие дни может состояться встреча волгоградского губернатора Андрея Бочарова с гендиректором ОАО «Нафтагаз» Токаем Керимовым, которого источники считают бенефициаром ООО «Волгоградский завод буровой техники» (ВЗБТ). Напомним, экономические проблемы ВЗБТ и связанная с ними задержка заработной платы привели к тому, что часть коллектива 11 декабря провели пикет, с требованием обратить внимание на ситуацию со стороны властей.
ООО ВЗБТ — одно из крупнейших предприятий в отрасли, сейчас число занятых — 1,2 тыс., в прежние годы на заводе работало больше 3 тыс. человек. Предприятие проектирует и выпускает буровое, противовыбросовое и другое нефтегазовое оборудование. 100 % акций компании принадлежат кипрскому оффшору «Редзим Кампании ЛТД». По данным kartoteka.ru, по итогам 2013 г. выручка предприятия составила чуть больше 1 млрд рублей, чистая прибыль — 4,5 млн. Балансовая стоимость на конец 2013 г. — 2,9 млрд рублей.
Как ранее писал „Ъ“, финансовые проблемы у ВЗБТ начались после того, как прежний собственник завода ОАО «Ноксбанк» отказался от нескольких предложений продать завод. По словам источника, знакомого с ходом переговоров, в 2011 г. настойчивые предложения о покупке делали структуры, близкие к Газпромбанку. В банке эту информацию не комментируют, но сообщили, что сейчас интереса к волгоградскому активу не имеют.
После того как сделка о продаже сорвалась, ВЗБТ выиграл конкурс на поставку 24 буровых установок «Сургутнефтегазу». Для выполнения заказа нужно было больше 4 млрд оборотных средств, собственник, на тот момент уже перерегистрировавший завод в оффшоре, взял кредит на 1,9 млрд в Сбербанке, причем срок кредита закончился раньше, чем срок завершения заказа. В 2012 году выплаты ВЗБТ Сбербанку (с учетом еще одного займа) превысили 450 млн рублей, что привело к полному отсутствию оборотных средств на предприятии. До момента остановки производства ВЗБТ успел поставить «Сургутнефтегазу» семь буровых, еще несколько установок в разной степени готовности остались на заводе. В декабре 2013 года «Сургутнфетегаз» провел новый тендер, согласно которому основную часть оставшихся буровых ему должен был поставить «Уралмаш».
По информации от бывшего высокопоставленного чиновника в областной администрации, в декабре 2012 года собственник ВЗБТ продал завод структурам, предположительно, близким к нефтесервисному холдингу «РУ-Энерджи групп». В пресс-службе холдинга пояснили, что ВЗБТ в «РУ-Энерджи групп» не входит и его деятельность они комментировать не могут.
Сегодня задолженность ВЗБТ по зарплате превышает 140 млн рублей, с учетом отчислений налогов и сборов больше 400 млн. Гендиректор завода Николай Зацаринный сообщил „Ъ“, что как только экономика завода начнет нормализовываться, все долги по зарплате будут погашены. В условиях отсутствия заказов собственники, по словам директора, фактически «начисляют сотрудникам повышенное пособие по безработице», «Задача сохранить коллектив самая важная, и в этом собственник меня услышал», — говорит господин Зацаринный.
Андрей Бочаров на прошлой неделе выступил с публичным заявлением, что, по его мнению, некоторые волгоградские предприятия, в частности, ВЗБТ, «можно забрать в собственность государства», если собственники не желают заниматься их развитием. «Конечно, перед этим пускай продадут свои яхты и самолеты и отдадут долги», — отметил господин Бочаров. Профессор кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности Волгоградского госуниверситета, доктор экономических наук Наталья Косинова напоминает, что пока предприятие не признано банкротом арбитражом, говорить о смене собственника некорректно. «Непонятно, почему это заявляет кто-то сторонний, даже если это губернатор, — удивляется госпожа Косинова, — сперва нужно сделать экспресс-анализ, оценить финансовое состояние, устойчивость и ликвидность, а также узнать предложения предприятия по восстановлению своей платежеспособности».
Аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко считает, что «скорее, речь идет о популистском заявлении или о зондировании общественного мнения, поскольку довольно остро стоит проблема неэффективного управления предприятиями, которые во времена повальной приватизации часто доставались людям, не стремящимся привлечь средства на их развитие, а в расчете лишь на спекулятивную перепродажу». При этом, по мнению аналитика, инструменты воздействия со стороны губернатора скудные. «Любые меры давления на предприятия, которые находятся во власти губернатора, только ухудшат положение рабочих, в то же время они не могут заставить собственников продать актив за меньшую сумму, чем планируют», — пояснил господин Вакуленко.
По словам Николая Зацаринного, завод рассчитывает вернуть часть того самого контракта с «Сургутнефтегазом». «Если говорить про организацию производства, то мы капиталистическое соревнование у „Уралмаша“ однозначно выиграли, — считает Николай Зацаринный, — у нас от контракта до поставки первой буровой прошло 10 месяцев с небольшим, „Уралмаш“ работает ровно год и заказчику ничего не сдал. При этом они брали предоплату». ВЗБТ обратился к «Сургутнефтегазу» с предложением рассмотреть контракт на пять буровых на прежних условиях. Отметим, что у ВЗБТ есть в наличии многие комплектующие, купленные ранее на Западе, стоимость которых при измененном курсе валют сейчас гораздо выше. Кроме того, Токай Керимов планирует развивать собственную буровую компанию «Нафтагазбурение» (куплена у «Газпромнефти». — „Ъ“), при появлении инвестора на которую автоматически появятся и заказы у ВЗБТ.