"Полет" больше не летает
Росавиация приостановила сертификат авиакомпании
С российского авиарынка может уйти еще один проблемный перевозчик: Росавиация на месяц приостановила действие сертификата эксплуатанта авиакомпании "Полет" Анатолия Карпова. С начала года перевозчик уже лишился части самолетов, которые из-за долгов забрали лизинговые компании, и в "Полете" ввели процедуру наблюдения. Владелец компании уверяет, что нашел инвестора и возобновит работу, но эксперты сомневаются, что компания сможет выбраться из убытков.
Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта воронежской авиакомпании "Полет", сообщили "Ъ" несколько источников в отрасли. В ведомстве подтвердили это, пояснив, что причина в "ухудшении производственных показателей и финансово-экономического состояния". Также выявлены нарушения и несоблюдение сертификационных требований, влияющие "на безопасность полетов и права потребителей". Владелец "Полета" Анатолий Карпов также подтвердил "Ъ" информацию о приостановке сертификата на 30 дней, назвав решение "ожидаемым". По его версии проблема, видимо, в отсутствии резервных самолетов для регулярных рейсов. У компании в состоянии летной годности только два Saab-340 и Saab-2000 (на 34 и 50 пассажиров), "остальные семь бортов на процедуре продления сроков эксплуатации в Чехии и Швеции". Но, заверил господин Карпов, уже в январе "Полет" взлетит.
По его словам, приостановленной лицензией владеет московское ЗАО "Авиакомпания "Полет"", другая лицензия Росавиации — на перевозки для медицины катастроф и санитарной авиации — находится у зарегистрированного в Воронежской области ЗАО "Авиационная компания "Полет"". Самолетами владеет столичная компания. "В крайнем случае расширим воронежскую лицензию до пассажирских перевозок, это проще, чем получать новую",— считает господин Карпов.
Парк "Полета" до 2011 года состоял из трех Ан-124 "Руслан" (их вернули лизинговой "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) и Национальной резервной корпорации (НРК) Александра Лебедева), трех Ил-96-400Т (вернули ИФК), двух Ан-148-100Е (их "Сбербанк-Лизинг" передал авиакомпании "Ангара"), а также пяти Saab-2000 и пяти Saab-340B. Компания выполняла рейсы в Москву, Петербург, Белгород, Мюнхен. В 2013 году выручка составила 2,6 млрд руб., чистая прибыль — 48,5 млн руб., общие обязательства — почти 5 млрд руб.
Ситуация в авиакомпании резко ухудшилась в этом году, перевозки в январе-ноябре упали вдвое, до 144 тыс. человек. К московскому "Полету" начали поступать иски, в ноябре аэропорт Воронежа из-за долга в 30 млн руб. и "неудовлетворительного обеспечения графика полетов" прекратил обслуживание компании. Тогда же по требованию ИФК арбитражный суд Москвы ввел в "Полете" процедуру наблюдения. Сейчас долг компании перед ИФК по лизинговым платежам — 163,1 млн руб. В ИФК отказались от комментариев. В НРК, вернувшей себе два Ан-124, еще хотят взыскать с "Полета" около $9 млн.
По словам господина Карпова, уже "нашелся частный инвестор, который вложился в "Полет" серьезными деньгами". "Мы будем рассчитываться с долгами и перезапускаться",— сказал он. Анатолий Карпов заметил, что приостановка лицензии — "это даже хорошо". "Основная часть средств у нас поступает в рублях, а большинство расходов — в долларах и евро. Из-за того что творится сейчас с курсами валют, лучше постоять и посмотреть на рынок со стороны",— полагает он. Но глава аналитической службы "Авиапорта" Олег Пантелеев считает восстановление "Полета" бессмысленным. Раньше убытки от региональных перевозок можно было компенсировать доходами грузового бизнеса, замечает он, но сейчас это невозможно в силу плохой конъюнктуры и сокращения парка "Полета".