В костюме Марины Абрамович
Выставка «Образы музея» проходит в ММСИ
Эксперименты с униформой музейных работников от 17 отечественных художников представлены на выставке «Образы музея» в ММСИ на Тверском бульваре.
На стенах филиала ММСИ на Тверском бульваре углем намечены классические колонны и интерьеры. По залам расставлены манекены в костюмах, смутно напоминающие проекты Курехина. Все хотят сфотографироваться с манекеном, одетым как Марина Абрамович, но остальные костюмы тоже заслуживают внимания — здесь есть, например, безрукий розовый манекен в фиолетовом парике, слегка пугающий черный костюм с бахромой-щупальцами и монументальный объект, окруженный огромными шарами наподобие солнечной системы. Если не знать заранее, трудно угадать, что это — попытка семнадцати художников и дизайнеров заново изобрести костюм музейного работника. Сама форма проекта апеллирует к идеям столетней давности, эпохе высокого модернизма, попыткам изобретения униформы, которая стала бы символом класса, профессии, времени. Но костюм музейного работника в этом случае, конечно же, выступает как условность и повод для традиционного в отечественных реалиях разговора о меняющемся музее в меняющемся мире.
На прошлой неделе исполнилось пять лет, как ММСИ проводит разнообразные эксперименты с музейным пространством — начиная со смешения старого и нового («День открытых дверей», 2009), решительных попыток демократизации («Если бы я только знал», 2011) и решений, которые другие эксперты на тот момент считали непочтительными («Искусство есть искусство», 2011). Текущая выставка не является ни тематическим, ни специальным проектом, однако представляет собой рассуждение на ту же тему — высказывание современных художников о том, каким бы они хотели видеть музей и что музей, на их взгляд, представляет собой сегодня.
Выставка «Образы музея» объединяет два пространства: помещение на Тверском бульваре и верхний этаж магазина «Цветной» — и совершенно предсказуемо, что градус авангардности экспонатов в пространстве музея намного выше. Здесь много откровенного хулиганства, которое при ближайшем рассмотрении оказывается очень личным переживанием каждого художника на тему современного музея. Тот самый сиреневый парик на манекене — оммаж Ирине Георгиевне, смотрительнице галереи на Cолянке, дружившей с Зурабом Церетели. В ее память Катя Бочавар предлагает нарядить всех музейных смотрительниц в разноцветные парики, цвет которых может варьировать в зависимости от температурных, политических и экономических условий. Манекен в лаконичном переднике Гоша Острецов одевает в маску уже Василия Церетели, замечая, что в России музейные работники являются своеобразным отражением не только своей институции, но и ее главного лица. Артур Ломакин при создании костюма больше всего задумывался о том, чтобы уберечь музейных работников от дискомфорта — холода и осуждающих взглядов, а Василиса Амелехина в музейной коллекции, вдохновленной российским авангардом, вспоминала свой небольшой опыт работы в музее. Самый эксцентричный объект — костюм для музейной уборщицы из разноцветных насадок для швабры (Маша Ефременко) — обыгрывает стерильное пространство современного музея, при этом отчаянно напоминая мескалиновые сны Карлоса Кастанеды.
На фоне человека-космоса и смотрителя-церетели выставка в «Цветном» выглядит на порядок скромнее: брючный костюм от Кирилла Ломакина, платье с интерпретацией логотипов музея от Леонида Алексеева и рабочий передник от Гоши Острецова — на этот раз выступающий соло, без головы директора ММСИ. Костюмы смотрятся в универмаге совершенно органично и оттого даже немного скучно, но догадаться о самом факте художественной интервенции стороннему посетителю должно быть затруднительно: в универмаге нет никаких сопроводительных текстов, объясняющих идею и содержание выставки. Зато на колонне можно найти цитату Джона Бентли Мейса о том, что не нужно называть одежду предметом искусства (и далее по тексту). Эта цитата неожиданно придает очарование всему пространству универмага, заслуживая остаться на своем месте и после окончания экспозиции.
При всей обаятельности двухчастного проекта нелишним будет вспомнить цитату Виктора Мизиано о ММСИ как «потешном музее современного искусства». Участие «Цветного» как дополнительной площадки сделало выставку не только окончательно демократичной, но и откровенно декоративной, подчеркнуто исполняющей роль не искусства, но оформления. Проект про музейную рефлексию редуцируется до утилитарного проекта об униформе музейного работника — и оказывается несостоятельным в этом отношении, поскольку здесь в первую очередь решались исключительно художественные задачи. Поэтому в сухом остатке «Образы музея» представляют собой именно потешное событие ровно того масштаба, в котором искусство и любит преподносить «Цветной»: с ассоциативным рядом — карнавал, маскарад, Новый год.