Старый Оскол может забыть о референдуме
Депутатам горсовета предлагается поменять систему выборов главы горадминистрации
Отмена выборов мэров городов в некоторых регионах приводит к неожиданным правовым коллизиям. Горсовет второго по значимости города Белгородской области Старого Оскола 29 декабря должен внести поправки в устав муниципалитета, вводящие институт назначаемого сити-менеджера. Они идут вразрез с результатами состоявшегося в 2007 году местного референдума, на котором горожане выступили за прямые выборы главы городской администрации. Старооскольские коммунисты намерены через суд добиваться сохранения выборов мэра, эксперты видят перспективу в этом разбирательстве. Власти региона считают состоявшееся семь лет назад голосование лишь «соцопросом», не имеющим силы референдума.
Сессия горсовета Старого Оскола, на которой депутаты должны рассматривать вопрос об отмене выборов мэра, назначена на 29 декабря. Реформа стала продолжением принятых ранее облдумой изменений в региональное законодательство, отменяющего выборы глав местных администраций. Первым лицом муниципалитета согласно поправкам становится председатель представительного органа, а глава администрации назначается депутатами по итогам конкурса. Проект соответствующих поправок в устав Старого Оскола в середине декабря уже прошел публичные слушания. «Большинство собравшихся там были сотрудниками мэрии, они, конечно же, поддержали отмену выборов», — сказал „Ъ“ депутат горсовета Станислав Панов, возглавляющий местное отделение КПРФ. Он сообщил, что в случае одобрения изменений устава коммунисты «будут судиться за сохранение прямых выборов мэра».
Они ссылаются на референдум, состоявшийся в Старом Осколе в 2007 году. Он был частью процедуры объединения города с прилегающими к нему селами. Организаторы среди прочего спрашивали у жителей согласия на то, чтобы главой муниципалитета был человек, «избираемый населением и исполняющий полномочия главы администрации». В результате 83,77% избирателей поддержали именно эту схему формирования городской власти. «Референдум, как известно, высшая форма волеизъявления граждан. Получается, что мы про это забываем и отказываем горожанам в выборе людей, которые ими управляют. Это совершенно неправильно», — пояснил господин Панов. Примечательно, что депутаты облдумы от КПРФ вместе с другими коллегами поддержали поправки в законодательство, отменяющие прямые выборы мэров. Старый Оскол считается самым протестным муниципалитетом в целом лояльной кандидатам от власти Белгородской области. Этот город традиционно показывает низкие проценты поддержки «Единой России» и ее выдвиженцев, а также дает стабильно много голосов КПРФ и ЛДПР.
Эксперты видят перспективы для удовлетворения возможного судебного иска коммунистов. «В федеральном законодательстве есть указание на то, что результаты региональных референдумов считаются недействительными, если противоречат принятым позже поправкам в законодательство РФ. Но прямого указания на то, что этой же норме должны подчиняться местные референдумы и по закону независимое от госвласти местное самоуправление (МСУ), в законе нет. За это и можно зацепиться», — считает эксперт «Голоса» Аркадий Любарев. Его поддержал адвокат Станислав Рывкин. «Нормы, касающиеся госвласти, не должны распространяться на МСУ. Причем это положение не только российских законов, но и общеевропейских норм. Инициаторы разбирательства могут дойти до международных судов, которые, возможно, признают незаконность отмены выборов», — считает он.
Впрочем, уверены в своих позициях и инициаторы реформы. «В 2007 году не существовало норм, которые бы регламентировали систему проведения местных референдумов. Поэтому тогдашнее голосование можно считать чем угодно — соцопросом, плебисцитом, агитацией, но только не референдумом со всей его юридической силой. Никакой судебной перспективы у попыток вернуть прямые выборы нет, речь может идти только о самопиаре инициаторов тяжбы. Оно и понятно, коммунистам в Белгородской области надо укреплять свои позиции перед выборами в облдуму 2015 года», — сказал „Ъ“ высокопоставленный региональный чиновник на условиях анонимности.