Жители Черноземья вложились в бытовую технику
В последнюю неделю в магазинах бытовой техники макрорегиона резко вырос спрос на продукцию. Корреспонденты „Ъ“ наблюдали очереди в крупных магазинах федеральных и местных сетей, а также пустые стеллажи на месте ряда моделей телевизоров в воронежском Metro Cash & Carry. В том же торговом центре стояла табличка, согласно которой с 17 декабря компания приняла решение не продавать одному держателю карты гипермаркета технику на сумму более 100 тыс. руб. Официально ритейлер отказался комментировать ситуацию.
Как сообщили „Ъ“ в пресс-службе российского ритейлера электроники и бытовой техники «Юлмарт», в регионах Черноземья продажи в декабре превышают аналогичный показатель прошлого года на 40%. «Мы считаем, что на спрос повлияла как предпраздничная гонка, так и изменение валютного курса, — отметил представитель компании. — При этом доля продаж крупногабаритной техники увеличилась в два раза по сравнению с декабрем прошлого года». Ритейлер предпринял меры для сохранения штатного режима работы — в центрах исполнения заказов увеличено количество работников, расширен транспортный парк, подключены дополнительные серверы и операторы.
Руководитель отдела рекламы и маркетинга сети супермаркетов цифровой техники «Кей» Анастасия Семенова подтвердила увеличение спроса, отмечая, что покупатели, «скорее всего, хотят приобрести технику до повышения цен». По ее словам, сеть уже вынуждена поднимать цены в связи с новыми закупками техники. В сетях DNS и Media Markt не смогли предоставить комментарии, сославшись на отсутствие пресс-служб.
Отметим, что накануне стало известно, что половина из топ-10 банков, работающих на рынке POS-кредитования, приостанавливают выдачу кредитов без переплаты, а также снижает количество одобренных займов. Официально в своих комментариях банкиры ссылаются на то, что из-за удорожания кредитов для самих ритейлеров (на фоне роста ключевой ставки) платить компенсацию банкам им стало экономически невыгодно.
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов полагает, что ожидаем рост стоимости техники на 40-45% в связи с изменениями курса рубля. «Я не думаю, что недавнее повышение ключевой ставки ЦБ приведет к существенному сокращению кредитования покупок бытовой техники, — считает господин Лукашов. — До этого проценты по таким кредитам были достаточно высокими. Коммерческие банки скорее согласятся со снижением своей маржи, чем уйдут с этого сегмента потребительского рынка». Руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев также отмечает, что основная волна покупателей приобрела малоликвидные товары «под действием эмоционального напряжения»: «Люди пытались найти применение своим деньгам, которые, как они думали, обесценятся до нового года. Рубль продолжает укрепляться, полагаю, в результате в период после праздников на досках объявлений будет продаваться много недорогой бытовой техники. Все это — следствие незрелого общества потребления».