"Ломать картинку крушения Boeing страны Запада не будут"
Бывший украинский военный рассказал Следственному комитету России о причастности ВВС Украины к крушению малайзийского Boeing. Подобное признание не будет принято Западом всерьез, ведь слишком многим странам выгодно и дальше обвинять Россию в происшествии над Донецком, уверены собеседники "Коммерсантъ FM".
Следственный комитет получил доказательства возможной причастности украинских ВВС к крушению Boeing над Украиной. Об этом заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин. Следователи допросили украинского военного, который ранее служил на одной из авиабаз юго-востока страны. По словам Маркина, свидетель добровольно покинул воинскую часть и перешел на территорию России. Сомнений в искренности и осведомленности военнослужащего у СК не возникло. В интервью "Комсомольской правде" свидетель заявил, что лично видел, как перед вылетом самолет Су-25 был снаряжен ракетами "воздух-воздух", но вернулся уже без боекомплекта.
"Примерно за час до событий, которые произошли с Boeing, были подняты в воздух три самолета, среди которых один был оснащен такими ракетами. Вернулся вот этот один самолет, на котором были подвешены ракеты с пустыми боекомплектами", — рассказал свидетель.
Самолет Boeing-777 Malaysia Airlines потерпел крушение над территорией так называемой ДНР 17 июля. На борту лайнера находились 298 человек, никто из них не выжил. Если будет доказано, что Россия не причастна к крушению самолета, отношения со странами Запада могут улучшиться, уверена специалист в области современных международных отношений, внешней политики России и Европы Ольга Павленко.
"Серьезная и очень важная информация, она может повлиять на ход дела и восприятие всей ситуации вокруг Boeing. Не стоит забывать, что до 17 июля отношения развивались совершенно в одном ключе, и были достигнуты точки возможного, очень серьезного и важного компромисса и для России, и для Запада. Но после крушения Boeing фактически весь переговорный процесс очень резко был прерван, и ситуация сложилась крайне негативная в отношении России", — отметила Павленко в эфире "Коммерсантъ FM".
Вряд ли с версией Cледственного комитета согласятся Соединенные Штаты и Европа, считает политолог Сергей Михеев.
"К сожалению, я думаю, что никакого влияния на наши отношения с Западом это не будет иметь, потому что Запад из этой истории — я имею в виду в первую очередь американцев — извлек свою выгоду в плане оказания давления на Россию, в плане мобилизации Европы и мирового сообщества против России, и под эти вещи была продавлена волна санкций. Ломать эту картинку они, конечно, не будут, даже если завтра появится пилот украинских ВВС, который скажет: "Да, это я сбил этот Boeing," — они и этого не заметят, я в этом абсолютно уверен", — говорит Михеев.
Международное расследование авиакатастрофы под Донецком возглавляет Совет безопасности Нидерландов. К работе привлечены эксперты из нескольких стран и международных организаций. При этом существует несколько версий катастрофы Boeing.
27 октября голландское следствие назвало два приоритетных сценария катастрофы Boeing: обстрел ракетой "земля-воздух" или атака другого самолета. Согласно данным немецкой разведки, опубликованным в середине октября, самолет сбили ополченцы с помощью зенитно-ракетного комплекса "Бук". Руководство ДНР отвергло обвинения, заявив, что ополченцы не обладают необходимыми навыками работы с комплексом. В Минобороны Украины заявили, что вся подобная техника покинула Донецкую область еще в конце июня. В середине июля 2014 года, практически сразу после катастрофы, в Генштабе России заявили, что в момент гибели Boeing в той же точке находился украинский штурмовик Су-25.
В СК считают, что украинскому свидетелю, который предоставил новые данные о крушении самолета, может угрожать опасность. Сейчас решается вопрос о предоставлении ему государственной защиты.