X5 научит покупателей самостоятельности
Оператор сетей "Перекресток" и "Карусель" ставит новое оборудование на кассы
В 2015 году X5 Retail Group намерена реконструировать четырнадцать гипермаркетов в России (пять из них — в Петербурге) и установить в них кассы самообслуживания. Сейчас в Петербурге у ритейлера два магазина оборудованы такой техникой. В гипермаркетах, в зависимости от площади торгового зала, устанавливается от четырех до десяти касс самообслуживания. По данным ритейлера, прирост покупок в магазинах с такими кассами из-за повышения пропускной способности составляет 1-1,5%. Эксперты говорят о том, что до девальвации стоимость оборудования могла варьироваться от 0,8 до 1,5 млн рублей.
По словам Владимира Русанова, начальника управления по связям с общественностью блока корпоративных сервисов X5 Retail Group, всего в России десять магазинов компании оснащено кассами самообслуживания. "Шесть гипермаркетов "Карусель", из них два в Москве, один в Екатеринбурге, один в Белгороде, два в Петербурге (на проспекте Большевиков и Коломяжском проспекте), а также четыре супермаркета "Перекресток" в Москве. Проект был запущен 6 декабря в 2013 году в Москве в гипермаркете "Карусель" и супермаркете "Перекресток". Кассы самообслуживания устанавливаются и в уже действующих магазинах, и в реконструируемых. В 2015 году мы планируем реконструировать 14 гипермаркетов в России, из них пять в Петербурге. В них будут кассы самообслуживания. В понятие реконструкции, в зависимости от необходимости и изношенности, входят ремонт фасада, торгового зала, замена оборудования, освещения, коммуникаций, перепланировка", — пояснил господин Русанов.
Кроме того, начальник отдела бизнес-процессов сети "Карусель" Антон Грабовский рассказал, что на данный момент магазины, где установлены кассы, имеют прирост в количестве покупок 1-1,5%. "Примерно 30 процентов всех чеков магазина проходит через эти кассы. В гипермаркетах, в зависимости от площади торгового зала, устанавливается от четырех до десяти касс самообслуживания, в супермаркетах — три-четыре штуки", — говорит он.
В компании также пояснили, что при большом трафике покупателей на кассиров-продавцов падает большая нагрузка, что ведет к текучке на кассовом узле, а кассы самообслуживания перераспределяют поток клиентов.
Что касается потенциальных проблем с ростом краж из-за таких касс, то в X5 Retail Group заявили, что неустановленные потери в магазинах с данным оборудованием не выросли.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ "Финам", говорит, что стоимость решений может варьироваться от 0,8 до 1,5 млн рублей (цены поставок до девальвации) и зависит от оснастки купюро- или монетоприемником, лентой подачи. "По различным исследованиям, на покупателей приходится лишь около 30 процентов краж против примерно 50 процентов, совершаемых сотрудниками. Таким образом, сокращение числа кассиров ведет к снижению числа краж. Выгода от установки системы зависит от особенностей позиционирования на рынке торговой организации и стоимости оплаты труда кассира. Из подмосковных сетей технологию активно внедряет "Глобус"", — говорит господин Нигматуллин.
Помимо X5 Retail Group и "Глобуса", кассы самообслуживания развивают сети "Ашан", "Магнолия", "Магнит", "Спар".
В "Ашане" "Ъ" рассказали, что у них есть два гипермаркета, которые полностью оборудованы кассами с терминалами самостоятельной оплаты. Это "Ашан Самара Южный" (27 станций сканирования и 36 терминалов оплаты) и "Ашан Авиапарк" в Москве (76 станций сканирования и 98 терминалов оплаты). Кроме того, у ритейлера есть точки, частично оборудованные такими кассами. При этом в "Ашане" отметили, что каждый новый магазин будет открываться с зоной касс с терминалами самостоятельной оплаты.
Ритейлер также говорит о том, что данная система позволяет пропустить больше клиентов через кассу, что, в свою очередь, позволяет сократить очереди.