Мимолетный рост
Валютный кризис нарастил продажи машин
В ноябре впервые за весь год продажи новых иномарок выросли на символический 1%. Почти все бренды, входящие в топ-15, показали рост продаж. Причина положительной динамики — в резком обвале рубля, говорят эксперты. В следующем году, тем не менее, продолжится падение рынка, и наиболее устойчивыми к спаду будут компании с диверсифицированными портфелями.
В январе — ноябре 2014 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Петербурге упали на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем рынка по итогам одиннадцати месяцев составил 170,5 тыс. машин, подсчитали в агентстве "Auto-Dealer-СПб". При этом в ноябре впервые за последние семь месяцев зафиксирован рост реализации автомобилей. В городе было продано 17,8 тыс. машин, что на 1% (или на 201 штуку) больше, чем в ноябре 2013 года. Аналитики подчеркивают, что 12 из первых 15 брендов показали рост продаж в ноябре, и такого в этом году еще не было.
"Рост бивалютной корзины в прошлом месяце на 17 процентов спровоцировал массовую атаку потребителей на автосалоны, которая продолжилась и в декабре. Отсюда и рост продаж, — рассуждает генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин. — К тому же сыграли свою роль государственная программа обновления автопарка, а также запланированное основными лидерами авторынка повышение цен на автомобили с 1 декабря".
Лидер петербургского авторынка по итогам ноября прежний — Renault. Французский бренд осенью постоянно улучшал свой лучший результат по реализации автомобилей по итогам одного месяца — в ноябре этот показатель составил 1,8 тыс. машин. Традиционно для второго полугодия на "серебряной" строчке расположилась KIA, для которой объем продаж в ноябре тоже стал рекордным в этом году. А третьим в ноябре стал Ford. Особенно отличилась Toyota, которая увеличила свои показатели на 72% и впервые превысила планку в тысячу проданных автомобилей, говорят в "Auto-Dealer-СПб".
"Еще более высокий результат покажет декабрь, на который пришелся самый жаркий сезон и возвращение рынка продавца. Но, учитывая высокую базу последнего месяца прошлого года, когда было продано более 19 тыс. машин, серьезного роста продаж ожидать все-таки не стоит", — резюмирует Михаил Чаплыгин.
Старший менеджер, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ EY Андрей Томышев прогнозирует, что в условиях снижающегося спроса и избытка дилерских центров в следующем году в отрасли будет наблюдаться тенденция консолидации бизнеса и роста числа сделок по финансовой реструктуризации. Небольшие компании будут уходить с рынка или приобретаться крупными игроками. "Наиболее устойчивыми к спаду окажутся компании с диверсифицированными портфелями марок, включающими премиальные бренды, а также компании с хорошо развитым бизнесом в сфере торговли подержанными автомобилями. Несмотря на спад, российский автомобильный рынок характеризуется значительным долгосрочным потенциалом, который будет реализован за счет увеличения уровня автомобилизации и обновления устаревшего парка", — рассуждает господин Томышев.