Господрядчиков привязывают к кредитам
Партнеров властей ждут новые обременения
Минстрой придумал, как обязать подрядчиков госстроек соблюдать стоимость контрактов. Чиновники предлагают заставить компании получать дополнительные банковские гарантии на сумму до 90% цены контракта, открывать обязательные кредитные линии и дожидаться оплаты выполненных работ до момента ввода объекта в эксплуатацию. Министерство уже внесло в правительство поправки к профильному закону, согласованные Минфином и Минэкономики. Бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился в Кремль с просьбой отклонить проект, так как предлагаемые меры приведут к обратному результату.
На рассмотрении в государственно-правовом управлении (ГПУ) президента находятся внесенные Минстроем в правительство поправки в закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ). Об этом "Ъ" рассказали в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего в правительстве строительную отрасль. Законопроект разработан по итогам совещания у Дмитрия Медведева, где в начале 2014 года было решено принять меры для соблюдения подрядчиками цены контракта. Весной проект Минстроя получил по итогам публичного обсуждения отрицательную оценку Минэкономики и был отправлен на доработку. В новой версии документа (есть у "Ъ") есть два принципиальных пункта. Так, проектную и изыскательскую документацию предлагается использовать без согласия подрядчиков и архитекторов, которые будут вынуждены передать все права госзаказчику при заключении контракта. Приемку и оплату проектов предлагается проводить после положительного заключения экспертизы. Кроме того, власти намерены обязать подрядчика финансировать за свой счет удорожание работ в процессе реализации контракта. Для этого компаниям придется предоставить еще одну банковскую гарантию в размере 30% цены контракта, а если его цена превышает 1,5 млрд руб., в него может включаться условие о принудительном заключении договора на кредит на сумму 10-30% стоимости строительства. Еще одну банковскую гарантию подрядчик должен предоставить в размере 5-30% цены контракта до получения положительного заключения Госстройнадзора или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. До этого момента заказчик удерживает данную сумму, не оплачивая полностью контракт.
По данным "Ъ", проект в такой версии уже согласовали Минфин, Минэкономики и с небольшими замечаниями Федеральная антимонопольная служба. Впрочем, вчера бизнес-омбудсмен Борис Титов направил главе ГПУ Ларисе Брычевой письмо (копия есть у "Ъ"), где просит отклонить законопроект. Господин Титов пишет, что механизмы, препятствующие росту стоимости строительства гособъектов, необходимы, но предложения Минстроя "могут привести к обратному результату". Обязательство о дополнительном обеспечении уменьшит конкуренцию, считает обмудсмен. По его мнению, неоправданны издержки подрядчиков на приобретение дополнительных банковских гарантий, а также отсрочка с оплатой работ без условий возврата удержанной суммы, начисления на нее процентов и индексации в зависимости от инфляции.
Принятие проекта Минстроя вытеснит представителей малого и среднего бизнеса из госстроек, возмущается глава Национальной ассоциации институтов закупок и комитета "Деловой России" по вопросам закупок Сергей Габестро. Он добавляет, что за неисполнение подрядчиком обязательств по контракту и сейчас предусмотрены штрафы. По его словам, принуждение к дополнительным расходам на заключение кредитного договора является необоснованным вмешательством в дела бизнеса. "Новые требования предусматривают получение подрядчиками банковских гарантий на сумму до 90% цены контракта. Это слишком высокие риски, особенно в нынешней экономической ситуации",— считает президент группы компаний "Универсальный финансовый консультант" Юрий Красковский. По его словам, предлагаемые поправки — "оружие массового поражения для подрядчиков и кормушка для коррупционеров в сфере госзаказа".
Между тем аудиторы обнаружили, что завершение госконтрактов буксует из-за действий самих чиновников. Так, Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга выяснила, что власти годами не вводят в эксплуатацию построенные объекты, не применяют штрафные санкции и не взыскивают средства по банковским гарантиям за срыв условий контрактов, что уже привело к ущербу по таким нарушениям на сумму более 5,6 млрд руб.