Авиаремонтный завод влетел в черную полосу
РЗГА №412 может прекратить свое существование из-за потери ВПП
Ростовский завод гражданской авиации №412 (РЗГА) во втором полугодии 2015 года может остановить работу из-за отсутствия заказов. Заказчики предприятия опасаются заключать с ним контракты из-за планируемого закрытия ростовского аэропорта в 2017 году. Дело в том, что РЗГА, являющийся единственным в стране авиаремонтным предприятием, специализирующемся на Ту-134, использует взлетно-посадочную полосу аэропорта для своих производственных целей. После остановки работы аэропорта деятельность завода будет парализована и он не сможет исполнять взятые обязательства по ремонту самолетов.
ОАО «Ростовский завод гражданской авиации №412» (находится под контролем бизнес-структур предпринимателя Ивана Саввиди) испытывает проблемы в связи с грядущим закрытием аэропорта «Ростов-на-Дону», сообщил журналистам генеральный директор предприятия Мухадин Коблев. РЗГА находится на прилегающей к действующему аэропорту территории и использует его взлетно-посадочную полосу (ВПП) для приема, испытания (взлет-посадка) и отправки ремонтируемых самолетов заказчику, пояснил гендиректор.
По его словам, после закрытия аэропорта деятельность завода будет практически парализована из-за невозможности пользоваться ВПП. В связи с этим у РЗГА уже начал сокращаться портфель заказов. Ремонтный цикл одного воздушного судна составляет примерно полгода, после окончания ремонта завод берет на себя еще двухлетние гарантийные обязательства и заказчики отказываются заключать контракты из-за опасений, что предприятие «потеряет» ВПП.
РЗГА осуществляет капитальный ремонт самолетов Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ту-134, а также их периодическое техническое обслуживание. Это единственное в России предприятие, на котором ремонтируются Ту-134. В числе заказчиков завода — Министерство обороны РФ, МВД, МЧС и другие государственные структуры. На предприятии работают около 800 человек.
«Еще в мае на совещании (у одного из госзаказчиков.— „Ъ“) поднимался вопрос: что вы так лоббируете объем работ, если в 2017 году полоса закрывается?» — посетовал господин Коблев. По его словам, в этом году из-за неопределенных перспектив РЗГА заказ на ремонт семи самолетов «улетел в Белоруссию». Господин Коблев сообщил, что в этом году завод отремонтировал 14 воздушных судов, из них девять Ту-134. В настоящее время в ремонте находятся четыре самолета. На следующий год РЗГА обеспечен работой лишь до июля (имеются контракты на ремонт семи самолетов).
Напомним, ныне действующий ростовский аэропорт должен прекратить работу после запуска в эксплуатацию нового аэропорта «Южный» в 2017 году. Планируется, что территория воздушной гавани площадью около 370 га будет отдана под жилую застройку.
По словам Мухадина Коблева, в Министерстве транспорта Ростовской области обсуждалась идея перебазирования РЗГА в другое место. «Нам сказали: „Хотите — переезжайте“. Для нас технически это не проблема, но за чей счет? Это будет стоить миллиарды рублей»,— говорит господин Коблев.
По его мнению, эксплуатация ВПП ростовского аэропорта должна быть продолжена после 2017 года. «Мы могли бы ее содержать и эксплуатировать»,— говорит руководитель завода. Он также выразил мнение, что аэропортовый комплекс можно было бы задействовать и для оказания услуг бизнес-авиации (для взлета-посадки и ангарного хранения бизнес-джетов).
Перспектив у РЗГА на нынешнем месте расположения практически нет, считает руководитель аналитической службы агентства «Новапорт» Олег Пантелеев. По его словам, самостоятельное содержание ВПП выведет предприятие за пределы рентабельности. «Альтернативой мог бы стать перенос производства в район строящегося аэропорта „Южный“. И было бы разумным уже сейчас начать договариваться о том, чтобы застолбить там участок»,— считает эксперт. Он отметил, что затраты на передислокацию производства можно частично компенсировать за счет продажи или развития территории, которую завод занимает в настоящее время.
Мухадин Коблев уточнил, что площадь предприятия составляет 20 га. По мнению генерального директора компании Macon Realty Group Ильи Володько, рыночная стоимость земельного участка под РЗГА составляет от 800 млн руб. до 1,2 млрд руб.