Второй исламистский фронт
Ученики "Аль-Каиды" превзошли учителя
В уходящем году мир столкнулся с новой угрозой, пришедшей на смену "Аль-Каиде",— радикалами из группировки "Исламское государство". Они развернули наступление в Ираке и Сирии, расширяют влияние в других странах региона, угрожают Европе и США. Поэтому ближневосточный конфликт стал сегодня одним из самых опасных. Однако именно он может помочь ослабить главное противостояние — вокруг Украины.
Наступление группировки "Исламское государство" (тогда еще она называлась "Исламское государство в Ираке и Леванте") началось на севере Ирака в июне. Оно означало серьезное геополитическое фиаско для США. Ведь наступление во многом перечеркивало усилия американцев последних 11 лет — после свержения Саддама Хусейна.
После вывода войск США в конце 2011 года в Вашингтоне были убеждены, что безопасность в Ираке отныне будет обеспечивать национальная армия, в модернизацию и перевооружение которой американцы вложили более $20 млрд. В итоге при первом же серьезном испытании иракская армия продемонстрировала почти полную профнепригодность. Четыре дивизии, дислоцированные на севере, были разгромлены, солдаты и офицеры тысячами сдавались в плен, поставленное американцами оружие пополнило арсеналы исламистов, а двухмиллионный Мосул и прилегающие области были оставлены практически без сопротивления.
Однако серьезность положения была не только в этом. "Исламское государство" (ИГ) показало себя достойным учеником "Аль-Каиды", сумевшим превзойти и затмить своего учителя. "Аль-Каида" при всей своей зловещей сущности не устраивала перед телекамерами казни сотен пленных — причем мусульман, как устраивает ИГ на севере Ирака и в Сирии. Детям (детям-мусульманам) соратники Осамы бен Ладена не отрезали головы, заставляя родителей смотреть на это. "Аль-Каида" воевала в основном с "неверными", ИГ же воюет со всеми, кто не готов принять ислам в его самом примитивном, бесчеловечном толковании. А главные враги мусульманских радикалов — США и прозападные режимы на Ближнем Востоке.
Сегодня радикалы, стремящиеся создать исламский халифат, контролируют обширные области в Ираке и Сирии, где живут миллионы человек. Кроме того, там есть нефтяные месторождения, эксплуатация которых приносит ИГ сотни миллионов долларов. Коррупция в странах региона достигает таких масштабов, что правительственные чиновники зачастую готовы покупать нефть даже у террористов. В дело идут обычные уловки — фиктивные контракты, поддельные накладные. И в результате добытая исламистами нефть направляется в танкерах из Басры куда-нибудь в Европу под видом иракской.
Разрушить эту схему американцы пока не в силах. А значит, "Исламское государство" продолжит исправно получать финансирование, ему будет чем платить тысячам добровольцев со всего мусульманского мира, спешащих стать шахидами.
Не видно пока и за счет чего США и их союзники по коалиции против ИГ смогут победить исламистов. Одними ударами с воздуха проблему не решить. Сухопутную операцию Барак Обама проводить отказывается. Армия же Ирака выиграть войну не в состоянии. Недавно вскрылась целая коррупционная схема: в иракской армии числилось 50 тыс. фиктивных военнослужащих, за которых генералы получали зарплату — почти $400 млн в год.
Для США сегодня уже понятно, что война с ИГ — это всерьез и надолго. К тому же из Афганистана должны уйти основные силы НАТО, после чего можно смело прогнозировать масштабное наступление талибов. И нет никакой уверенности, что афганские правительственные войска сумеют от них отбиться и что радикальные исламисты не придут к власти уже в Кабуле. К тому же к концу года ИГ стало усиливать свои позиции в других государствах региона, грозить остальному миру.
Но именно осознание опасности, которую представляет ИГ, может подтолкнуть США к поиску совместных с другими странами, в том числе и с Россией, мер по борьбе с исламскими радикалами. А это, в свою очередь, поможет снизить накал другого противостояния — вокруг Украины.