Питательное эмбарго
Кто выиграл и проиграл от антисанкций
Эмбарго, введенное этим летом российскими властями в отношении продовольствия из ЕС и США, кардинально меняет расклад сил на розничном рынке. Ритейлеры, лишившись традиционных каналов поставок, вынуждены идти на уступки партнерам, которые до этого не могли и мечтать о подобной лояльности. Внутренние производители продуктов, расправившие грудь в условиях резкого снижения конкуренции и подбодренные падением рубля, теперь могут повышать цены гораздо чаще, чем раньше. Покупателям же остается только везти камамбер килограммами из-за границы.
Летом правительство, введя запрет на ввоз продовольствия из США, Канады, ЕС, Норвегии и Австралии, не только изменило рацион по крайней мере части россиян, лишив их французских сыров, итальянских колбас и норвежской семги, но и открыло возможности для внутренних производителей продуктов. Оно одним росчерком пера разрушило наработанные ритейлерами связи с партнерами, поставлявшими импортные товары. Сети вынуждены были искать новых партнеров, соглашаясь принимать и 5% брака от всего объема поставок. До этого ритейлеры с трудом соглашались на 3%. Тут уж не до жиру: никто не готов к пустым полкам в своих магазинах. Дошло до небывалого: ритейлеры были готовы впустить товары белорусских поставщиков без входных бонусов.
Но когда стало казаться, что к новым правилам игры все привыкли и ритейлеры нашли замену выбывшим контрагентам, на сцену вышел рубль. Вышел и упал. Потеряв 70% своей стоимости по отношению к доллару, национальная валюта стала козырем в рукаве поставщика. Девальвация дополнительно укрепила позиции российских производителей и помогла им добиться ускоренного рассмотрения новых закупочных цен — вместо положенных по Кодексу добросовестных практик 45 дней (а в реальности иногда и 120 суток) сети и поставщики договорились согласовывать новую стоимость товаров втрое быстрее. Договор, конечно, временный (закончит действовать в марте), но все же маленькая победа.
Более крупную победу поставщики смогут одержать, если депутаты Госдумы примут подготовленный в этом году законопроект, запрещающий ритейлерам заключать со своими партнерами маркетинговые договоры. Формальная суть таких контрактов — продвижение товаров на полках магазинов, за что поставщики должны выплачивать определенную сумму. Зачастую под этим скрываются различные бонусы, например, так называемый входной билет, что запрещено законом "О торговле". Некоторые сети вообще упрощают себе жизнь и заключают лжемаркетинговые договоры: контракт есть, а услуг нет. Сегодня за счет различных дополнительных договоров выплаты поставщиков сетям достигают 30-50% стоимости поставки, что влечет нулевую или отрицательную рентабельность у производителей, жалуются партнеры ритейлеров.
Автор законопроекта, которого так ждут поставщики, единоросс Ирина Яровая предлагает снизить ретробонус (вознаграждение сетям от поставщиков за объем закупки) с 10% до 1% и сократить отсрочку оплаты товаров с 30 до 14 дней. К концу года к этим предложениям добавилась еще и возможность запретить сетям заключать с поставщиками какие-либо контракты, кроме договора поставки.
Если это случится, то розничные компании лишатся большей части бэк-маржи, которая формируется за счет маркетинговых услуг поставщикам, и ретробонусов. По оценке гендиректора "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, у федеральных игроков бэк-маржа составляет 35-50% валового дохода, у региональных участников рынка — 20-25%. "Если отменят бэк-маржу, значит, сетям придется повысить фронт-маржу (наценку на товар.— "Ъ"), то есть цены на продукты вырастут",— обещает крупный ритейлер. Розничные сети очень надеются, что предложения Ирины Яровой окажутся "непроходными". Официально Минпромторг не высказывает свою позицию относительно законопроекта, но у участников обсуждений в министерстве создалось впечатление, что чиновники пока остаются на стороне сетей.