"Вместо того, чтобы мотивировать рыбаков, Минсельхоз принялся клянчить рыбу"

Специальный проект "Навстречу кризису"

7 августа правительство России опубликовало список продуктов, которые запрещено ввозить на территорию страны из Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Под эмбарго попали мясо, рыба, овощи, молоко, сыры, орехи и еще целый ряд продуктов. Подробнее — в материале Светланы Беловой.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

"Коммерсантъ FM" исследует ситуацию в разных секторах российского бизнеса, чтобы узнать, с какими трудностями столкнулись предприниматели и что они делают для того, чтобы не просто удержать, но и развить свое дело в эти сложные времена. А также, насколько успешны их действия с точки зрения потребителя. Сегодня — об отечественных производителях продуктов, которые взяли на себя задачу импортозамещения.

Самым простым кандидатом на импортозамещение оказался мягкий сыр. Выяснилось, что оборудование, например, для Адыгейского сорта прекрасно справляется и с итальянской моцареллой. То есть достаточно было поменять закваску, закупить у фермеров молоко высокого качества, разработать дизайн упаковки — и импортозамещающий продукт готов. К тому же свежие сыры, в силу своих технологических особенностей, дают быстрый оборот и окупаемость. Например, брянскому заводу "Сыр Стародубский" удалось окупить запуск моцареллы всего за три месяца, отметила бренд-менеджер проекта Lattesco Наталья Мокроусова.

"Мы можем производить на данном оборудовании 1200 единиц продукции в час, линейку свежих сыров, которые не созревают по своей рецептуре, они свежие. Сегодня мы их производим и упаковываем и в этот же день мы их отгружаем на распределительные центры сетей. Практически на следующий день наши продукты, свежие сыры, могут появиться на прилавках Москвы, это наш основной плюс. Ту же самую моцареллу раньше привозили из Италии, пока срок транспортировки, пока она полежит у дистрибуторов, пока логисты развезут по сетям проходило много времени", — пояснила "Коммерсантъ FM" Мокроусова.

В следующем году предприятие планирует запустить в производство еще два вида сыра: рикотта и маскарпоне.

Другая позиция, в которой российский производитель чувствует себя уверенно — овощи, такие как картофель, морковь, свекла. Однако перестроиться быстро в таком бизнесе невозможно, понятно, что корнеплодам нужно время для роста. Поэтому освободившийся от импорта рынок никак не повлиял на оборот и доходность предприятий, пояснил генеральный директор компании "Северка" Михаил Злотников.

"В прошлом году мы работали и знали, что мы в день 100 тонн поставляем, под эти 100 тонн у нас есть оборудование, фасовщики, упаковщики и так далее. Если бы сейчас дали 200 тонн, то я бы до Нового года всю продукцию продал, тем временем, у меня бы оборудование стояло и люди без работы, без всего остались. Поэтому мы как продавали 100 тонн, так и продаем 100 тонн", — сообщил Злотников.

В следующем году аграрии прогнозируют рост цен на свою продукцию. Это связано с ослабевшим рублем. Дело в том, что производство на 70% зависит от заграничных удобрений, средств защиты и техники. При нынешнем курсе себестоимость товара повысится на 30%. А производителей мяса продуктовое эмбарго совсем не коснулось. Чтобы как-то отыграть импортозамещение потребуются годы. Долю поставщиков из стран, запрещенных списком, быстро перекрыли за счет мяса из других государств. Например, больше говядины стали завозить Бразилия, Аргентина, Уругвай. А мясом птицы, и без всяких санкций, Россия на 87% обеспечивала себя сама. Свои преференции от эмбарго мясопроизводители получили не в августовскую кампанию, а гораздо раньше, еще в самом начале этого года, пояснил глава Национальной мясной ассоциации Сергей Евгеньевич Юшин.

"Нам, конечно, в какой-то степени "помогло" то, что в ЕС была обнаружена африканская чума свиней. Экспорт из Европы был приостановлен, потому что это очень опасная для свиноводства болезнь. И такое ограничение импорта, связанное с биологическими и ветеринарными проблемами, позволило повысить цены сельхозтоваропроизводителям. Рентабельность была высокая, и она стимулировала новые инвестиции, которые закладывали тренд на будущее", — отметил Юшин.

Инвестиции в производство мясной продукции, кстати, планировались на уровне 30 млрд руб. Но теперь, когда сильно поднялись ставки по кредитам и, 20 млрд, выделенные в качестве господдержки, обесцениваются девальвацией, российскую мясную промышленность ждут трудные времена. Но самое отчаянное положение сложилось в рыболовстве. Хотя именно на эту отрасль возлагались основные надежды по программе импортозамещения. Руководитель информагентства по рыболовству Александр Савельев считает, что проблема имеет структурный характер.

"Если говорить про отрасль в целом, то абсолютно все социально-экономические показатели упали. Снизились выловы, на 40% сократились инвестиции в отрасль, словом, ситуация плачевная и это ярко свидетельствует об отсутствии квалифицированного профессионального регулятора. Вместо того, чтобы мотивировать собственный бизнес, собственных рыбаков, собственную рыбопереработку, Минсельхоз принялся бегать по миру и клянчить рыбу то на Фарерских островах, то в Чили, стыдно сказать, даже в Иране", — отметил Савельев.

Главный прогноз производителей продуктов на будущий год — товаров премиального класса на столах россиян станет меньше. Это связано с неизбежным снижением покупательной способности россиян: производители не будут выпускать дорогие продукты. Станут экономить, в первую очередь, на розничной упаковке и на сырье. Так, например, в колбасах станет меньше говядины, но больше мяса птицы, свинины и шпика — они обходятся дешевле.

"Коммерсантъ FM" спросил у москвичей, каких продуктов им не хватает, и удалось ли найти отечественные аналоги.

Вся лента