"Мы отворачиваемся от Запада, и это большая ошибка"

Дмитрий Глуховский в интервью "Коммерсантъ FM"

Писатель Дмитрий Глуховский обсудил итоги года с ведущим радио новостей Петром Косенко.

Фото: Иван Мурзин, Коммерсантъ

"Полномасштабный вооруженный конфликт со странами Запада совершенно исключен"

О протестах на Болотной и присоединении Крыма: "Почему сдулась Болотная и весь протест три года назад? Во-первых, самоназванные лидеры протеста очень неумело распорядились той эмоцией, которая возникла у представителей среднего класса преимущественно, потому что их чувство самоуважения в первую очередь было попрано. Основные требования были: больше уважения к людям, которые многого добились сами, которые не зависят от государства, которые посмотрели на жизнь за пределами Российской Федерации. Абсолютное большинство людей, которые выходили тогда на площади и бульвары — это были люди, требующие уважения к себе, которые хотели от власти, чтобы она начала отчитываться за свое поведение, большей прозрачности и отказывали воспринимать власть как нечто, данное свыше, что не поддается никакому контролю. Это превратилось в бессмысленное ритуальное массовое собрание. Волшебный ход конем с присоединением Крыма позволил очень многим удовлетворить чувство попранной гордости из-за ощущения непричастности к властным процессам".

О долларовой ипотеке: "Можно ли обвинять людей, набравших ипотеку в долларах, после того, как они десять лет прожили в финансово стабильном государстве и поверили ему? Они поверили в стабильность системы, потому что вся риторика Путина за все годы у власти — это риторика стабильности, которой не было в 90-е".

О прогнозе на будущий год: "Войны не будет. Потому что, несмотря на всю кажущуюся сомнительность решений, принимаемых в последнее время российской властью, это рисковая игра. Руководство страны идет ва-банк во многих вопросах, неправильно оценивая риски. Но такие глобальные риски, как войны, как полномасштабный вооруженный конфликт со странами Запада — это исключено совершенно. Более того, когда оценят всю серьезность намерений Запада и весь негативный эффект от санкций, будет попытка пойти на смягчение".

"Украина является одной из клеток большой шахматной доски"

Дмитрий Глуховский о том, на какой станции метро должна находиться российская власть: "Первое, что приходит мне на ум, это Красные ворота. Мы явно находимся у каких-то "ворот". Являются ли они красными или нет, с социальной ли точки зрения, с точки зрения ностальгии по утраченной Красной империи? Эти ворота распахнуты и ждут нас, но что за ними — это большой вопрос".

О политической стратегии российских властей: "Мы отворачиваемся от Запада, и это большая ошибка. Все эпохальные прорывы, которые наше государство совершало, были связаны именно с теми модернизационными скачками, когда просто прекращали играть в бессмысленную самостийность, резали бороды, открывали границу, рубили окна в Европу. Именно в эти моменты Россия преодолевала накопившееся вековое отставание".

О дальнейших творческих планах: "Остроактуальные вещи очень быстро устаревают. И мне бы хотелось в "Метро 2035" как раз заняться более дальним прогнозом. Заглянуть в то время, когда Россия уже гораздо больше продвинулась по пути самоизоляции, отрицая существование внешнего мира".

"Мы входим в эпоху политической и экономической турбулентности"

Дмитрий Глуховский о своих книгах: "Мы находимся настолько в Королевстве кривых зеркал, что чтобы попасть в Зазеркалье, требуется много времени. Чтобы самому разобраться, как все на самом деле устроено. И "Метро 2033" просто отражает поверхностный, дилетантский, немного загипнотизированный медийкой взгляд человека, не имеющего никакого отношения ни к политической системе, ни к СМИ. То есть не имеющего никакого инсайда. А к "Метро 2035" я уже успел поднатореть, познакомиться с людьми, получить гораздо более многогранный взгляд на наши политические реалии".

О построении сюжетной линии: "Я немного обжегся на взаимодействии с читателями. Это обрезает горизонт планирования: ты можешь только от головы к голове и не можешь никаких задумок реализовать. Это очень сложный процесс сюжетного конструирования. И если ты уже взаимодействовал с читателями в третьей главе, а они ждут продолжения в четвертой, ты можешь только линейно создавать текст. Это упрощает все, делает текст предсказуемым и менее интересным и не дает возможности выстраивать мозаичную систему, когда картина складывается постепенно из разбросанных кусков пазла. У читателя самого большое удовольствие от собирания этих кусков пазла в единое целое, когда вся картина вдруг проявляется и обретает смысл. И это возможно только если нет настоящего и полноценного интерактива".

О современных политических реалиях: "Сейчас такое время, когда о политике не говорить невозможно. Со страной происходят наиболее существенные перемены за последние 25 лет, с момента распада Союза. Все это время страна, условно, двигалась в одном векторе. Но теперь сам вектор меняется уже. Мы входим в эпоху турбулентности и политической, и экономической".

Вся лента