"Google уже фактически ушел с китайского рынка"
Китайцев лишили почты Google. Власти КНР продолжают блокировку сервисов "корпорации добра" в национальном сегменте интернета, отмечает Reuters. Несмотря на это, китайские пользователи Google находят все новые способы пользоваться услугами компании, рассказали эксперты.
Власти Китая отключили сервис Gmail на территории страны. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на некоммерческую организацию Great Fire. По словам представителей организации, власти Китая хотят "прекратить присутствие Google в Китае и даже ослабить их бизнес за рубежом". Китай избавляется от конкурентов, чтобы развить собственные более безопасные для страны системы, считает заместитель технического директора Positive Technologies Дмитрий Кузнецов.
"Китай пытается решить сразу две задачи. Первая — развитие собственной поисковой инфраструктуры на базе сервиса Baidu. А вторая — попытка ограничить использование социальных сетей и внешней по отношению к стране электронной почты. Основное назначение таких систем — это сбор информации о людях, которые пользуются этими сервисами. Механизмы сбора данных могут использоваться в разведывательных целях, например. Google не то что это не отрицает, но такая возможность как минимум признается", — отметил Кузнецов в эфире "Коммерсантъ FM".
Частичная блокировка сервисов Google началась еще летом этого года. Речь шла об остановке услуг поиска, просмотра изображений и почты Gmail. Эти сервисы были недоступны даже на зарубежном домене. Сейчас американская корпорация рискует полностью потерять китайский рынок, отметил директор программы ПИР-Центра "Международная информационная безопасность и глобальное управление интернетом" Олег Демидов.
"Ниши поиска, как и многие другие ниши в Китае, прочно закреплены за местными игроками. И Google, такая всесильная глобальная корпорация, тем не менее, здесь тянуть на себя значительную часть рынка не может. Обеспечение клиентам максимально возможного доступа к Сети вступает иногда в противоречие с политикой китайских властей и вообще с теми методами и технологиями регулирования национального сегмента интернета, которые в Китае практикуются", — рассуждает Демидов.
Несмотря на блокировку сервисов американской поисковой системы, пользователям известны способы обхода ограничений, отметил главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
"Google уже достаточно давно фактически ушел с китайского рынка. Поскольку все сервисы, которые они представляют в Китае, они представляют в Гонконге. С гонконгского рынка он не уйдет точно, он оставит сервисы на китайском языке. В Китае все, кому нужно, давно знают, как обойти подобные блокировки. Чем дальше, тем избирательнее китайские власти подходят к реальным санкциям и сквозь пальцы смотрят на использование всевозможных инструментов обхода", — отметил Казарян.
Российские власти также нередко жаловались на сервисы американской компании. По данным Google Transparency Report, количество жалоб на размещение того или иного контента со стороны властей выросло на 25% в 2014 году по сравнению с прошлым годом.