"Все новости этого года настолько остры и болезненны, что их даже нельзя обсудить"
Дмитрий Ицкович в интервью "Коммерсантъ FM"
Ведущий Анатолий Кузичев подвел итоги уходящего года с председателем редакционного совета портала "Полит.ру" Дмитрием Ицковичем в эфире "Коммерсантъ FM".
"Мир одновременно стал и очень большим, и очень маленьким"
Дмитрий Ицкович о русском мире: "Есть два психологических способа оценить ситуацию. Первый: все проблемы во мне, я сам разберусь, пойму, как надо. Второй: все во всем виноваты, а я хороший и сижу в своем углу".
"Мы живем не в том мире, из которого мы почерпнули свою языковую рефлексию. Мы живем в мире, который глобальным образом перестраивается. Есть распределение труда, глобальная миграция, финансовый, информационный поток, доступность, есть лидеры. Мир глобален и при этом разнообразен. Он одновременно стал и очень большим, и очень маленьким. Нужно что-то делать самим. Ощущение, что мы сделали, и мы можем, — это позитивное".
О ЕГЭ: "Я за ЕГЭ. В принципе, это нормальная система. Я за все то, что носит системный характер. Мы занимались ЕГЭ, было много критики. Но все, что дает людям на каком-то этапе равные шансы, — это позитивно. Это неплохое изобретение".
О планах на 2015 год: "У нас есть определенная стратегия, стратегия нового медиа, мобильного, очень оптимизированного, недорого. Мы постараемся в ней оставаться, привлечь какие-то новые возможности для развития. Но это касается нас, каждый выбирает свою лодку. Наша отрасль — бизнес, но в нем есть разные продукты, разные продажи".
"Сказать правду — практически невозможная вещь"
Дмитрий Ицкович об "институциональной рыхлости": "Я очень уважаю этот подход. Сама идея подморозить Россию… Даже в самом глаголе "подморозить" есть что-то не то. Я верю в то, что мы способны к институциональному творчеству, что мы способны создавать не противоречивые конструкции, системы, чувствовать в них себя нормально, создавать что-то позитивное".
Об Алексее Навальном: "Власть делает Навального опасным. Два месяца назад его не было. Я не готов оценивать, позитивен он или негативен. Человек, который имеет убеждения и борется за них, вызывает сочувствие. Более того, у него есть своя повестка, которую пытается и власть присвоить, — это коррупция".
Об Украине: "Мы теперь немного воюем с Украиной. Очень трудно, что по этому поводу не с кем долго и понятно разговаривать. Для нас это интеллектуально новая повестка, этого не может быть. Но для Украины это нормально. Мы их с 1990-х приучали, что у нас все время идут газовые войны. Они, внутри Украины, гораздо больше были готовы к этой ситуации".
Об информационной войне: "Я бы это назвал пропагандисткой войной. Она очень локализована. В этом смысле китайцы впереди планеты всей, взяли и закрыли Google. Создаются виртуальные замкнутые пространства, они создаются в элитах, насаждаются в народе. Правду сказать настолько трудно, это почти невозможная вещь. Пропагандистская война, безусловно, есть. Создаются стереотипы, представления, на это накладывается интерпретация, действия".
"Сейчас с интеллектуальными новостями слабовато"
Дмитрий Ицкович о практике публичных дискуссий: "Сейчас ситуация, когда есть сильные новости мира, а с интеллектуальными новостями слабовато. В зоне событий этого года, кроме, пожалуй, Олимпиады, про которую мы уже не помним — все события настолько остры и болезненны для людей, что там не до "поговорить".
О присоединении Крыма: "Операция "Крым" вызывает у меня восхищение. У нас нет дефицита спецопераций, по спецоперациям у нас есть блестящие специалисты, и все неплохо получается. Есть дефицит институционального творчества и построения реально работающих систем, реальных достижений, которые бы опирались не на локальные возможности — силовые, хитроумные, денежные, чтобы решить конкретную проблему сейчас, а были бы направлены на создание чего-то, работающего долго. И я страшно радовался Сочи, потому что там мы сделали и получили доказуемый результат".