Не по-соседски

Экспертиза

Вячеслав Поставнин, президент фонда "Миграция XXI век"

С начала года, после вступления в силу нового порядка пребывания в России трудовых мигрантов из безвизовых стран, у нас вал звонков от граждан соседних республик. Немногие в курсе новых требований, не знают, как получить патент на работу. Они опасаются, что, выехав на родину, не смогут затем вернуться. И это понятно: ответственность за нарушения тоже ужесточена, вплоть до запрета на въезд в Россию на 10 лет. Поэтому очевидно, что поток к нам сокращается. Но с другой стороны: неизвестно, сколько мигрантов решили подстраховаться и не покидать России, например, чтобы съездить домой на праздники. Сколько из них пополнят в итоге ряды армии нелегалов — неизвестно. Вполне вероятно, что миграционные нововведения приведут к обратному эффекту — рынок станет еще более не прозрачным.

Для сравнения, США — мировой лидер по числу проживающих в стране мигрантов — занимают первое место и по количеству нелегалов. В год американцы депортируют примерно 400 тысяч человек. Россия, вторая по численности мигрантов, — порядка 2 тысяч. Разница колоссальная. Наш сосед, Азербайджан, выдворяет из страны почти 8 тысяч человек.

Сейчас у нас воздвигли бумажный барьер — экзамен, медицинский полис, патент... Как эта система может эффективно работать при почти открытых границах между странами СНГ? Нужна надежная база, где бы четко фиксировались нарушения. Сегодня до половины запретов на въезд вводятся в отношении иностранцев по ошибке. Им приходится доказывать свою невиновность. Ясно, что некоторые предпочитают более простой путь бюрократической волоките и опять же оказываются в тени.

Заместить трудовых мигрантов внутренними ресурсами Россия не в состоянии. Они уже составляют, по разным оценкам, 8-15 процентов рабочей силы в нашей стране, на их доле — 6-20 процентов российского ВВП. И демографические прогнозы показывают: зависимость от гастарбайтеров будет усиливаться. Но и трудовые мигранты из ближнего зарубежья ориентированы на нас. Миграционные потоки довольно инерционны, быстро их не перестроить. Граждане Средней Азии пробуют найти работу на Ближнем Востоке, но там китайцы, индийцы, бангладешцы, уже высокая конкуренция. Европа тоже в них не нуждается: ей вполне хватает рабочей силы из Центральной Европы, туда едут украинцы, молдаване. В трудовой миграции важна инфраструктура, например как ее выстраивают Филиппины — мировой лидер по организации экспорта рабочей силы. Эта система включает предвыездную подготовку, переобучение по востребованным специальностям, юридическую поддержку. Вот филиппинцы (прежде всего няни, домработницы), которые работали в России, сослались на сокращение доходов, и их перенаправили — в Англию, Францию.

Вся лента