"С уходящим 2014 годом уходит и Россия, в которой мы жили со времен распада СССР"

Более 60% русскоязычных жителей Финляндии считают, что отношение Хельсинки к Москве за последнее время резко ухудшилось. Таковы результаты опроса издания Yle. Респонденты связывают это с событиями на Украине. Более 15 участников исследования отметили, что в последнее время стали чувствовать себя в Финляндии менее комфортно из-за дискриминации. Главный редактор проекта "Сноб" Николай Усков рассуждает о том, как в 2014 году изменился имидж России за рубежом.

Фото: Фондом Hennessy

С уходящим 2014 годом уходит и Россия, в которой мы жили со времен распада СССР. Эта страна была хуже Российской империи, но много лучше Советского Союза, а потому я хотел бы сказать ей спасибо. Я рад, что 23 года назад президент Ельцин вернул на географическую карту мира имя моей родины, вычеркнутое большевиками, казалось бы, навсегда. Никогда не забуду, как почтительно торжественно выговаривал Ельцин это слово: "Россия", как над бескрайней толпой, собравшейся защищать Белый дом от коммунистического реванша, поднялся национальный триколор.

Впервые за многие годы моя страна несла народам не боль и страдания, а свободу. Государства Восточной Европы смогли вздохнуть спокойно и приступить к строительству нормальной человеческой жизни, которой были лишены на протяжении десятилетий советской оккупации. Свободу обрели и жители России, причем в таком объеме, в каком не имели ее никогда за всю тысячелетнюю историю страны. Право собственности, свобода совести, слова и передвижений — все это за очень короткий срок позволило миллионам людей вернуть чувство собственного достоинства, реализовать себя в бизнесе, науках, искусствах, наконец, в частной жизни.

После долгих лет дефицита Россия снова стала страной изобилия, сумела вернуться к экспорту сельскохозяйственной продукции. А ведь еще недавно СССР вынужден был закупать зерно в США и Канаде. С нуля были освоены целые сектора жизни: наши интернет-компании стали крупнейшими в Европе, были основаны банки, телекоммуникационные предприятия, появилась индустрия медиа, рекламы, пиара, ритейла, туризма — всего не перечесть. Сотни тысяч новых рабочих мест, новых счастливых судеб.

Как и в послепетровскую Россию к нам с удовольствием ехали работать иностранные специалисты, в Москве сложилась целая колония экспатов, многие из которых сделались самыми горячими патриотами новой России. Для пропаганды нашей страны за рубежом они уж точно сделали в разы больше, чем канал Russia Today с его многомиллиардным бюджетом. В Россию вкладывали деньги, крупнейшие транснациональные корпорации строили здесь свои заводы всерьез и надолго.

Русский язык стал популярен в мире, прежде всего, потому, что русский турист везде был желанным гостем. Русское меню в любой точке земли, русскоговорящий персонал в магазинах и отелях свидетельствовали об уважении к стране много больше, чем лицемерные расшаркивания политиков. Нас любили, а не боялись.

Увы, я вынужден говорить в прошедшем времени. Той России, в которой мы жили последние 23 года, больше нет. Это была хорошая страна.

Вся лента