"Старая Европа" остается главной надеждой России в новом году"
Министры иностранных дел "нормандской четверки" обсудили по телефону украинский кризис, сообщает сайт российского внешнеполитического ведомства. В разговоре главы МИД затронули тему мирного урегулирования ситуации на юго-востоке Украины с упором на выполнение минских договоренностей. Обозреватель газеты "Ъ" Максим Юсин попытался предсказать, что ждет нас на внешнеполитической арене в 2015 году.
В новом году и России, и западным государствам предстоит найти ответ на главный, концептуальный вопрос: кто они, в конце концов, друг для друга – все еще партнеры или уже противники. От ответа на него зависит вся архитектура международной безопасности в ближайшие десятилетия.
Есть немало тех, кого возврат к временам холодной войны ничуть не пугает. Для "ястребов" в Москве, особенно в Госдуме и псевдопатриотических организациях, для таких политиков в США, как сенатор Джон Маккейн, холодная война – это естественное, привычное состояние. Когда ее не было, когда лидеры Москвы и Запада рассуждали о сотрудничестве и стратегическом партнерстве, "ястребы" по ней даже скучали.
Есть адепты холодной войны и в Евросоюзе, особенно это касается "младоевропейцев" — поляков и прибалтов. Для них, похоже, конфронтация с Москвой становится самоцелью. И желанная мечта – вовсе не свобода и процветание Украины (Украина – дело десятое), а поражение России, разрушение ее экономики, социальные потрясения, а в конечном счете, возможно, и распад.
Впрочем, об этом никто из ответственных польских и прибалтийских политиков вслух не скажет. Зачем шокировать партнеров по ЕС, отношение которых к Москве не заражено этим вековым антагонизмом, которые смотрят на мир менее идеологизированно, более спокойно?
Вот на этих членов ЕС, представляющих в большинстве своем "старую Европу", и будет главная надежда России в новом году. На их прагматизм, на их чувство ответственности. На то, что в какой-то момент, когда мы уже совсем близко подойдем к пропасти, они смогут остановиться сами и остановить своих союзников.
Потому что тотальная конфронтация с ядерной державой слишком опасна. Особенно, если эта держава почувствует себя загнанной в угол.
Сейчас, слава Богу, не коммунистические времена, когда Советский Союз и страны Запада были непримиримыми идеологическими оппонентами. Сегодня оснований для антагонизма нет. Нынешний кризис из-за Украины создан во многом искусственно, хотя и умело – фактически на пустом месте.
Но есть ли Западу смысл превращаться в коллективного сенатора Маккейна и целенаправленно создавать себе врага из бывшего партнера? В мире, где столько настоящих врагов, ненавидящих тебя и твою цивилизацию, готовых на все ради ее уничтожения.
Ирак, Сирия, Афганистан, Пакистан, Ливия, Нигерия, Мали, Египет, Йемен, Кения, Сомали, Ливан – Западу мало горячих точек, где с ним воюют не на жизнь, а на смерть? Ему нужен еще один фронт? Он думает, что со всем этим справится и отовсюду выйдет победителем?
Вот на все эти вопросы американским и западноевропейским лидерам предстоит искать ответы в новом, 2015 году. И от того, какой ответ будет найден, зависит будущее всей планеты. Либо мы наконец-то начнем договариваться, учитывая интересы друг друга, либо продолжим двигаться к войне.
И дай Бог, чтобы эта холодная война в какой-то момент, по прихоти каких-то безумцев не перешла в горячую фазу.