"Будущее России зависит от происходящего на постсоветском пространстве"

Евросоюз готов снять санкции против России, если она выполнит несколько условий, заявила канцлер Германии Ангела Меркель на совместной пресс-конференции с премьер-министром Украины Арсением Яценюком. По ее словам, это может произойти только в том случае, если "исчезнет причина санкций, а причина — это аннексия Крыма". Обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт рассуждает о том, как изменились отношения России с соседями и странами Запада в 2014 году.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Помните, как начинался 2014 год? Все казалось незыблемым – относительно мягкий авторитаризм властей, курс рубля и отношения с Западом, не теплые, но и не ледяные. Олимпиада, опять же, прошла успешно. Дальше были захват Крыма, санкции, война в Донбассе, гибель малайзийского авиалайнера, новые санкции, наконец, валютная паника и экономический кризис. Что же нового мы узнали за этот год? Во-первых, стало ясно: не то что "закрыть" страну, но даже сколь либо заметно увести ее с глобальных рынков не получится. Конечно, мы и раньше знали, что зависим от экспорта сырья и импорта готовой продукции. Но какова на самом деле эта зависимость, выяснили только тогда, когда оказалось: даже мальков для выведения семги ввозят из-за рубежа. В условиях длительного противостояния с Западом этот фактор будет одним из решающих, если не решающим.

Во-вторых, теперь понятно, что будущее России зависит от происходящего на постсоветском пространстве. Парадокс, но стремление "застолбить" себе сферу влияния на просторах бывшего СССР, а зачастую просто-напросто купить лояльность соседей, обернулась для России драматической зависимостью от происходящего в Киеве, Кишиневе, Тбилиси, а теперь еще и Минске. Способность контролировать постсоветское пространство избрана Кремлем в качестве главного мерила внешнеполитического успеха и державного величия. А потому минувший год стал годом стратегического поражения для официальной Москвы. Окончательный откол Украины, подтвержденный отменой закона о внеблоковом статусе страны, паника в Минске и Астане, выжидательная, несмотря на риторику, позиция наблюдающего за всем со стороны Пекина – все это символы исторической бесперспективности попытки навязать геополитические решения в стиле XIX века даже ближайшим и слабейшим соседям. Наконец, в-третьих, 2014 год показал нам – российские институты государственного управления, подчиненные воле Кремля, а на самом деле – одного человека, исчерпали себя.

Нынешний кризис не только экономический. Это кризис доверия к этим институтам. Его невозможно ликвидировать с помощью сданной миллиардерами валюты и рекапитализации банков. К декабрю 2014 года мы узнали все о нынешнем состоянии России. Мы больше не сможем оправдывать себя тем, что нас не предупреждали.

Вся лента