"Победа" не добралась до Калининграда
Росавиация считает этот регион заграницей
Дочерний лоукостер "Аэрофлота" "Победа" не смог начать полеты в Калининград. Росавиация отказалась выдать такое разрешение, мотивировав это тем, что полеты в этот эксклав формально считаются международными и требуют от перевозчика двухлетнего опыта полетов. Из-за сложностей с наземным сообщением Калининград особо привлекателен для перевозчиков, замечают эксперты, и, по данным "Ъ", "Победа" готова была летать туда даже без госсубсидирования.
Принадлежащий "Аэрофлоту" низкобюджетный перевозчик "Победа" не получил от Росавиации допуск на полеты из Москвы в Калининград, решение принято в конце прошлого года, сообщил в своем Twitter гендиректор авиакомпании Андрей Калмыков. Причиной отказа стало отсутствие двухлетнего опыта работы на внутреннем рынке авиаперевозок, это требование прописано в Федеральных авиационных правилах. В Росавиации "Ъ" пояснили, что в соответствии с Воздушным кодексом РФ полет считается международным, если выполняется в воздушном пространстве более чем одного государства, маршруты в Калининград подпадают под эти требования. В "Победе" отказались от комментариев, но, по словам источников "Ъ" в отрасли, знакомых с позицией компании, лоукостер будет оспаривать это решение. По их словам, сейчас критерии допуска к международным полетам регламентируются приказом Минтранса N92, в котором не прописано, как долго перевозчик должен проработать на внутренних линиях до выхода на международные маршруты. Если у Росавиации нет других критериев допуска, то лоукостеру вполне можно согласовать допуск на этот маршрут, считает один из источников "Ъ".
"Победа" создана в прошлом году вместо "Добролета", остановившего в августе полеты из-за санкций ЕС. Компания начала полеты 1 декабря, маршрутная сеть состоит из 12 городов. В 2015 году флот "Победы" будет увеличен до 13 самолетов, компания намерена начать полеты по 30-34 направлениям.
Источник "Ъ" в одном из профильных ведомств уточнил, что приказ Минтранса, на который ссылаются собеседники "Ъ", лишь регулирует работу межведомственной комиссии, выдающей допуски на международные маршруты тем перевозчикам, которые уже летают за рубеж. "Приказ не имеет никакого отношения к условиям работы перевозчиков, недавно вышедших на рынок",— пояснил собеседник "Ъ". Другой источник "Ъ" говорит, что эти понятия "слишком размыты".
По итогам 2014 года пассажиропоток калининградского аэропорта Храброво составил почти 1,5 млн человек (рост на 13-15%), но из аэропорта ушли четыре зарубежных перевозчика: Air Baltic, Astra Airlines, SAS, Bulgaria Air. Прирост обеспечивался за счет новых направлений в российские регионы (Белгород, Казань, Краснодар, Мурманск и Череповец) и увеличения частот на уже существующих направлениях. В декабре Минтранс временно ввел в Калининграде режим "открытого неба", сняв все ограничения на полеты иностранных авиакомпаний, также в 2014 году из бюджета было выделено 400 млн руб. на субсидирование авиаперевозок из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург (в 2015 году на это заложено около 460 млн руб.).
Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что привлекательность Калининграда для перевозчиков заметно повышается из-за отсутствия комфортного наземного сообщения с эксклавом. При этом источник "Ъ", знакомый с позицией "Победы", уверяет, что лоукостер был бы готов летать в Калининград даже без субсидий.