Верховный суд попросили помочь припарковаться
Оспорены правила выдачи резидентных разрешений
В Верховный суд поступила жалоба, оспаривающая правила работы московских платных парковок. По мнению столичного юриста Виктора Вэскера, мэрия не имеет права отказывать в выдаче резидентных парковочных разрешений гражданам, имеющим задолженность по штрафам: наказание за это уже предусмотрено федеральным законодательством. В мэрии говорят, что правило является не наказанием, а лишь напоминанием о необходимости платить штрафы вовремя.
В Верховный суд РФ поступила жалоба Виктора Вэскера, который оспаривает постановление правительства Москвы 289-ПП, регламентирующее работу платных парковок. Слушания состоятся 4 февраля. Господин Вэскер считает незаконными правила выдачи резидентных парковочных разрешений.
Напомним, за парковку в центре автомобилисты должны платить от 40 до 130 руб. в час, однако проживающие в зоне платного паркинга граждане имеют право после получения резидентного разрешения оставлять свои машины на улице бесплатно с 20:00 до 8:00 или за 3 тыс. руб. в год, но круглосуточно. При этом разрешения выдаются только в том случае, если у автовладельца нет задолженности по уплате штрафов за нарушения в области дорожного движения или за несоблюдение правил пользования парковками. Кроме того, если столичные власти получили информацию от ГИБДД и других органов о том, что получивший разрешение автовладелец не уплатил в 60-дневный срок три (или более) штрафа, то действие разрешения приостанавливается до оплаты и далее еще на три месяца.
"Я полагаю, что эти правила противоречат федеральному законодательству,— рассказал "Ъ" господин Вэскер.— Ведь КоАП РФ уже установил ответственность за неуплату штрафа в срок: статья 20.25 кодекса предусматривает двойной размер штрафа или обязательные работы. Москва, таким образом, вышла за рамки своих полномочий, город не имеет права создавать дополнительные неудобства для жителей".
Напомним, в столице платные парковки на территории улично-дорожной сети действуют с 2012 года. За это время зона платного паркинга расширилась до границ Третьего транспортного кольца (ТТК). За два с лишним года с водителей собрано 2,2 млрд руб. Мэрия Москвы утверждает, что после введения платной парковки движение в центре стало свободнее.
Вместе с тем у этой меры есть и много противников, о чем свидетельствуют соцопросы. К примеру, исследование "Левада-центра" в декабре 2014 года показало, что 34% респондентов относятся "сугубо отрицательно" к расширению зоны платной парковки до ТТК. Одна из претензий москвичей касается как раз выдачи резидентных разрешений: в частности, их могут получить только собственники квартир или зарегистрированные в них на срок более года граждане. При этом многие горожане годами живут не там, где зарегистрированы. "Оспорить этот пункт, к сожалению, пока не получается, здесь прямых противоречий с другими законами не прослеживается",— пояснил "Ъ" господин Вэскер.
В столичном ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" (АМПП) обратили внимание на то, что господин Вэскер уже пытался оспорить правила выдачи разрешений в Мосгорсуде и его жалоба не была удовлетворена (в ВС направлена апелляция на это решение). "Выдача любой государственной услуги регламентируется соответствующим постановлением,— сообщили в пресс-службе АМПП.— Отказ в выдаче льготного разрешения при наличии неоплаченных штрафов является не наказанием, а напоминанием заявителю о необходимости своевременно проверять наличие штрафов за нарушение ПДД и оплачивать их в установленный срок".
Эти же тезисы были изложены и в решении Мосгорсуда, по мнению которого правительство Москвы "вправе самостоятельно определять круг лиц, которым предоставляются парковочные разрешения", что не противоречит "нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу". При этом, по мнению Мосгорсуда, ограничения при выдаче разрешений не должны приравниваться к ответственности за неуплату штрафов.