Правозащита станет шире и глубже
Федерального омбудсмена подкрепят вертикалью
Президент предложил расширить права уполномоченного по правам человека в РФ. Внесенные в Госдуму в начале января поправки позволят омбудсмену участвовать в согласовании кандидатур уполномоченных по правам человека в регионах, которые могут получить дополнительные функции. Действующий федеральный омбудсмен Элла Памфилова заявила "Ъ", что такое укрепление системы "госзащиты" увеличит независимость правозащитников от региональных властей и позволит подойти к созданию рамочного закона об уполномоченных.
Пакет поправок, увеличивающих возможность координации работы федерального и региональных омбудсменов, президент внес в Госдуму 5 января. Как сообщал "Ъ" 18 ноября 2014 года, этот вопрос ранее обсуждался на встрече уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой с Владимиром Путиным, а федеральный омбудсмен участвовала в разработке поправок. Она пояснила "Ъ", что сейчас защита прав человека — это "предмет совместного ведения" центра и регионов, но "федеральный уполномоченный и региональный практически ничем не связаны, исходя из федеративного устройства государства".
Согласно поправкам, федеральный омбудсмен сможет официально оказывать региональным коллегам "организационную, правовую, информационную и иную помощь". У уполномоченного по правам человека, которым в марте 2014 года на пять лет стала Элла Памфилова, появится свой аналог полпредов: он сможет создавать совет из региональных омбудсменов, представляющих каждый из девяти федеральных округов. При этом власти субъектов РФ должны будут согласовывать с госпожой Памфиловой кандидатуру своего омбудсмена, если его существование предусмотрено региональным законодательством. Прежде, говорит Элла Памфилова, "были случаи, когда уполномоченный по правам человека в регионе лишался должности, поскольку не угодил местному начальнику". Для этого можно было на уровне региональных законов расширять поводы для досрочного прекращения полномочий. Теперь механизм будет упорядочен и "станет меньше произвола", считает госпожа Памфилова. Правда, итоговое решение по снятию и назначению омбудсмена все равно остается за региональными властями, а омбудсмен зависит от них финансово.
Вместе с тем у региональных уполномоченных появятся новые функции. В том числе по координации работы "специализированных уполномоченных (например, по правам ребенка.— "Ъ"), которые действуют в рамках исполнительной власти", пояснила госпожа Памфилова. Это будет применяться в случаях, когда нужно сделать "акценты на том или ином направлении работы, ведь в компетенцию уполномоченного по правам человека входят права каждого гражданина", говорит она. В итоге поправки сделают "систему госзащиты более эффективной", уверена Элла Памфилова. В дальнейшем же, заявила она "Ъ", "можно будет предложить единый рамочный закон о региональном уполномоченном".
"Когда я начинал работать, свои уполномоченные были всего в двух субъектах федерации,— напомнил "Ъ" уполномоченный по правам человека в РФ 1998-2004 годов Олег Миронов.— Сейчас они есть во всех субъектах, но нельзя сказать, чтобы от этого за прошедшие годы что-то коренным образом изменилось в соблюдении прав человека". Господин Миронов говорит, что ему "в свое время пытались навязать идею вертикали, чтобы уполномоченный в РФ мог назначать региональных уполномоченных или рекомендовать кандидатов". Но от этой идеи, подчеркивает экс-омбудсмен, он отказался, "и не только потому, что она наносит вред федерализму". По его словам, эффективность любого омбудсмена обеспечивается независимостью от органов власти, которую не обязательно гарантируют из центра.