Вещи из будущего

Кирилл Журенков — о том, каким будет наш мир совсем скоро

Уже совсем скоро мы будем ездить на машинах без водителей, использовать дроны в повседневной жизни, а все приборы объединятся в глобальный "интернет вещей". Будущее показали на легендарной выставке потребительской электроники — CES в Лас-Вегасе

Кирилл Журенков

CES-2015, прошедшая в США в первых числах января, стала самой крупной в истории — рекордные 170 тысяч посетителей (в прошлом году, к примеру, было 160 тысяч), более 3600 участников... Подобный интерес легко объясним: речь об одной из старейших выставок электроники в мире (здесь некогда представили первый видеомагнитофон, первые CD и Blu-Ray), где можно увидеть все самое передовое и революционное.

Томас Фрей, исполнительный директор одного из крупнейших инновационных центров мира — Института Да Винчи, поделился с "Огоньком" впечатлениями от уникального мероприятия: каждый год на CES он, по собственным словам, достигает "чувственной перегрузки" — и не только из-за толп людей, света, шума и запахов — потрясает разнообразие представленных стратегий и тенденций. Что же там было нового?

"Интернет вещей"

Пожалуй, главным трендом прошедшей выставки стал так называемый "интернет вещей" — концепция, согласно которой друг с другом связаны и взаимодействуют... предметы. И речь не только о смартфоне или планшете, но буквально обо всем, вплоть до микроволновки на кухне. Будущее уже можно потрогать: например, посетителей удивила универсальная беспроводная зарядка WattUp — она способна вообще без всяких проводов зарядить до 12 цифровых устройств на расстоянии до 4,5 метра, рассказывает другой американский футуролог — Доминик Базалто.

Показали на CES-2015 и множество "умных" устройств — например, медицинский термометр, который сам передает данные о температуре на ваш телефон. Это вообще целое направление сегодня: многие "умные" приборы предназначены именно для контроля за здоровьем — главным фетишем человечества в XXI веке. А как вам чемодан, который сообщает собственный вес, информацию о рейсе, служит зарядкой для смартфона, может подтвердить вам, что уже погружен на борт самолета, и даже предоставляет прогноз погоды?

Томас Фрей объясняет, что происходящее напоминает рынок игрушек: с какого-то момента там стали добавлять голос ко всевозможным куклам, машинкам и прочим погремушкам. Теперь нечто похожее происходит с различными гаджетами.

"75 млрд — таково число устройств, которые, по данным Morgan Stanley, будут подсоединены к "интернету вещей" к 2020 году",— уточняет эксперт.

По его словам, драйвер перемен — сенсорная технология. Только за последние 6 лет мы прошли путь от 10 млн сенсоров, встроенных в гаджеты вроде айфонов, до сенсационных 3,5 млрд! При этом Фрей ссылается на данные другого эксперта, Януша Брыжека из компании — пионера электронной промышленности Fairchild. Так вот, по прогнозам Брыжека, к 2024 году в мире будет насчитываться 1 трлн сенсоров, к 2036-му — 100 трлн! Дальше все зависит от человеческой фантазии: можно представить "умные" стельки с подогревом для обуви, ремни, которые автоматически расслабляются, если вы переели, и даже зубные щетки, отслеживающие проблемные зоны во рту...

""Интернет вещей" — это в каком-то смысле идеальная футуристическая технология, она соответствует нашему представлению о том, как должно выглядеть будущее (каждый прибор подключен к интернету), и сейчас поддерживается большинством ведущих технологических компаний",— объясняет "Огоньку" Доминик Базалто.

К примеру, Samsung на выставке утверждала, что к 2017 году 90 процентов продуктов, которые производит эта компания, будет связано с "интернетом вещей". Однако Доминик предлагает притормозить: возможно, все дело в аппетитах производителей — ведь продавать "умные" вещи можно по большей цене?

Вообще выход в интернет или связь с другими устройствами сегодня пытаются сделать буквально везде, например в автомобилях. Они, кстати, тоже оказались в центре внимания: производители на выставке соревновались в том, чья машина умнее. Например, Ford представил сразу несколько проектов, среди которых приложения для смартфона для поиска подходящего парковочного места. Однако наибольший фурор произвела компания Mercedes-Benz.

Автомобиль без водителя

Напомним, что еще совсем недавно все знали в основном о беспилотном автомобиле Google — этаком провозвестнике будущего. И вот — сенсация. На нынешнем CES Mercedes-Benz представила свой собственный прототип "умной" машины, Mercedes F015 Luxury in Motion. Этот автомобиль также может ездить... без водителя.

"Автономное управление даст людям в машине абсолютно новые возможности для проведения своего драгоценного времени. Автомобили превратятся в мобильные дома",— объяснил концепцию прототипа гендиректор Mercedes-Benz Дитер Цетше, его цитирует британский Computer Weekly. За этими словами — конкретные решения: в салоне супермашины пассажиры сидят, как в лондонском такси, лицом к лицу, могут общаться, пользоваться различными сенсорными панелями и только при необходимости имеют возможность повернуться и взять управление на себя.

Большинство экспертов пока уверены: в ближайшие лет 10 коммерческих версий беспилотных автомобилей ожидать не стоит — и все же прогресс налицо. Как объясняет Томас Фрей, со времени римских дорог мы значительно продвинулись в дорожном строительстве. И все же хайвэи сегодня остаются "немыми" — между ними и автомобилями не происходит никакой коммуникации. И вот наконец ситуация сдвинулась, причем в прямом смысле. Как только машины начнут оснащать автономным управлением, им придется стать более "умными" — бортовой компьютер будет аккумулировать информацию с различных сенсоров и камер, знать, каковы условия на дороге, где находятся другие машины и что они делают.

Томас Фрей уверен: умная машина вкупе с умной дорогой — это сильное сочетание, а наша мобильность как общества заметно возрастет.

Дроны

Вообще транспорт будущего оказался своего рода сквозной темой выставки. Посетителей интересовали не только автомобили, но и дроны (беспилотные летательные аппараты) — подобных устройств в этот раз было представлено рекордное количество, от маленьких, размером с кредитную карточку, до больших, военных. Беспилотники летали по павильонам на радость присутствующим, и, говорят, только в интернет-магазине Amazon в преддверии праздников их заказывали по несколько тысяч штук на дню. Главный вызов для разработчиков сегодня — научить их облетать препятствия, что и позволяет делать технология RealSense, представленная на выставке компанией Intel. Это была, пожалуй, самая громкая презентация, связанная с дронами. Для Америки вопрос безопасности — ключевой: по словам Доминика Базалто, все ждут новых шагов от Федеральной администрации по авиации США (FAA), которые отрегулируют использование дронов в этой стране (в других, как отмечают СМИ, серьезных ограничений на их применение нет). Первые послабления уже начались: в конце прошлого года Голливуду разрешили использовать дроны для съемок фильмов. Масштаб потенциальных задач огромен — от доставки грузов, о которой мечтает тот же Amazon, до полива фермерских угодий...

Ну а Доминик Базалто предупреждает: чем дольше американские власти будут раздумывать над тем, как упорядочить использование дронов, тем вероятнее, что пальму первенства перехватит какая-нибудь другая страна вроде Китая.

И немного роботов

Понятно, что на CES-2015 не ограничились "высоким штилем" — автомобилями и дронами. Были заметны и другие важные тенденции последнего времени — наступление "фаблетов" (симбиоза телефона и планшета) и носимых микрокомпьютеров (способных, допустим, замерять ваше давление и передавать данные на смартфон), развитие телевидения сверхвысокой четкости и телевизионных приставок для просмотра программ через интернет (Sling TV)... Показали и новинки в сфере 3D-печати, например принтер для шоколада.

Многих на выставке также удивило масштабное присутствие китайских компаний — по некоторым оценкам, они заняли до 25 процентов всего выставочного пространства, что, конечно, показывает, кто в мире технологий рвется вперед. Были и разработчики из России — публике, в частности, показали второе поколение YotaPhone, отзывы в зарубежной прессе на этот отечественный смартфон, кстати, были положительными.

Впрочем, за всем этим праздником технологий в тень ушли возможные угрозы и проблемы. А они есть. Эксперты отмечают: развитие технологий сегодня настолько ускорилось, что общество, или, например, законодательная система, просто за ним не успевает.

"Мы просто не знаем, как некоторые технологии повлияют на общество,— говорит Доминик Базалто.— Возьмите роботов. Если они облегчат нам жизнь и возьмут на себя заботу о наших близких, это плюс. Но что если все это приведет к тому, что роботы отберут работу у людей? Сейчас это вызывает большую обеспокоенность в западных странах, где мы уже видим, как они уводят места на производствах у так называемых синих воротничков".

Эксперты вспоминают и искусственный интеллект. Мол, авторитеты вроде Стивена Хокинга уже предупреждают о связанных с ним опасностях. На CES-2015 тоже не обошли вниманием этот тренд: так, девушка-робот, представленная Toshiba, вышла вполне милой и человекоподобной. Такие роботы должны, по задумке, стать помощниками в аэропортах, консьержами в отелях, сиделками. Смогут ли они полностью заменить людей? Пока в это верится с трудом.

Вся лента