Николас Мадуро не добыл дорогой нефти
Турне президента Венесуэлы завершилось безрезультатно
Президент Венесуэлы Николас Мадуро завершает международное турне, цель которого добиться стабилизации на рынке нефти. В ходе визитов в Китай, Иран, Саудовскую Аравию, Катар и Алжир он неизменно говорил о необходимости восстановления цен на углеводородное топливо, однако убедить в этом ключевого игрока — саудовцев — так и не смог. Эксперты считают, что миссия Мадуро была заранее обречена на провал, а его риторика объясняется необходимостью сдержать рост народного недовольства из-за высокой инфляции и товарного дефицита. Нефтяной кризис грозит обернуться для властей Венесуэлы поражением на грядущих парламентских выборах.
Завершающееся сегодня турне Николаса Мадуро заранее окрестили самой важной его зарубежной поездкой за время правления. 5 января президент Венесуэлы отправился в Китай, который остается крупнейшим торгово-экономическим партнером и кредитором страны. Помощь Пекина для Каракаса сегодня критически важна: по подсчетам экспертов, в полном объеме выполнять свои социальные обязательства перед населением власти Венесуэлы могут только при цене на нефть примерно $100 за баррель. По итогам же первой недели 2015 года цены на венесуэльское углеводородное топливо опустились до $42,44 за баррель.
В ходе турне Николас Мадуро попытался убедить своих собеседников в руководстве посещенных стран не ввязываться в "геополитические игры" США. Венесуэльский лидер уверен: разрабатывая сланцевые месторождения и тем самым создавая избыточное предложение нефти на рынке, Вашингтон стремится навредить Ирану, России и Венесуэле. ОПЕК же, по мнению господина Мадуро, в нынешних условиях должна играть ключевую стабилизирующую роль.
После переговоров с руководством Саудовской Аравии министр экономики и финансов Венесуэлы Родольфо Марко Торрес выступил с едва ли не сенсационным заявлением — о начале совместной работы над восстановлением прежнего уровня цен на нефть (см. вчерашний "Ъ"). Сам Николас Мадуро сказал, что теперь с "большим оптимизмом" смотрит в будущее.
Вместе с тем представители Саудовской Аравии высказывания венесуэльских руководителей никак не комментировали. А вчера принц аль-Валид бен Таляль заявил газете USA Today: сокращать добычу нефти ради повышения цен на нее Эр-Рияд по-прежнему не намерен. При этом он заверил: уровень в $100 за баррель навсегда остался в прошлом. "Саудовцы намерены и дальше реализовывать стратегию сохранения рыночных ниш, невзирая на низкие цены. Они хотят переждать этот период благодаря тому, что накопили большие финансовые запасы. Никаких сигналов, свидетельствующих о скором откате цен на более высокий уровень, я не вижу",— заявил "Ъ" партнер RusEnergy Михаил Крутихин. По словам эксперта, "поездка Мадуро была бесплодной": "Он путешествует по миру в полном отчаянии, пытаясь хоть как-то оправдать себя перед населением Венесуэлы".
Ситуация в стране победившей боливарианской революции действительно близка к критической. Инфляция по итогам 2014 года составила 64% — рекорд среди стран Латинской Америки. Проблема не только в обесценивании денег, но и в остром дефиците продовольствия и предметов первой необходимости. На этом фоне в Венесуэле усиливается "война слов" между властями и оппозицией. На прошлой неделе в стране распространились слухи о грядущей всеобщей забастовке — она должна была состояться 12 января. Власти обвинили оппозиционеров в подготовке акции, пригрозив уголовным преследованием за подрыв национальных интересов. Противники правительства от подобных планов категорически открестились, обвинив руководство страны в попытке снять с себя ответственность за разрастающийся социально-экономический кризис.
От того, какой тактики в ближайшие месяцы будут придерживаться оппозиционеры, во многом зависит политическое будущее Венесуэлы. В конце года в стране состоятся парламентские выборы, на которых, по мнению экспертов, объединенная оппозиция имеет хорошие шансы на успех. По данным венесуэльской компании Datanalisis, в конце декабря личный рейтинг Николаса Мадуро упал до 22,6%. Явный кризис переживает и идеология чавизма. Придать ей второе дыхание, похоже, может только одно — восстановление цен на нефть на уровне, близком к докризисному.