"Впервые число жалоб на качество медпомощи уменьшилось"
Руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко о ситуации на рынке медицинских услуг
Временно исполняющий обязанности главы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) Михаил Мурашко в интервью "Ъ" рассказал о планах службы в 2015 году увеличить число и сферу проверок, а также о новых подходах к оценке качества оказания медицинской помощи.
— Как может повлиять ослабление рубля на рынок медицинской техники и лекарств, нет ли опасений, что импортеры начнут экономить, закупая продукцию хуже качеством? Как Росздравнадзор к этому готовится?
— Цена всегда имеет значение. И, конечно, мы будем следить внимательно за рынками. Мы видим, что сегодня заявляются все больше производителей стран Юго-Восточной Азии. Не всегда их продукция идеального качества. То, что регистрируется, это однозначно прошло критерий безопасности и эффективности. Но чтобы быть уверенными, мы разработали систему отбора образцов, чтобы проверить качество уже выпускаемой и ввозимой продукции. Кроме того, с 2015 года начнется инспектирование зарубежных площадок, где производятся лекарства.
— Росздравнадзор планирует удвоение количества проверок в 2015 году. Каких результатов вы ждете?
— Мы расширяем и область проверок, и количество проверяемых организаций. Сегодня у Росздравнадзора появились большие ресурсы — новые полномочия, своя лабораторная база, штат. Это позволяет нам максимально охватить проверками рынок медицинских услуг, фармацевтические организации, организации, занимающиеся производством и импортом медицинской продукции и техники. Необходимо оценить все нюансы перехода к модели проведения контрольных мероприятий в зависимости от степени потенциального риска в работе медицинских организаций. Под контрольные мероприятия в 2015 году впервые попадут организации, оказывающие косметологические услуги с использованием сложного медицинского оборудования.
Наши новые возможности уже дали результаты: по итогам 11 месяцев 2014 года из оборота было изъято почти 2,5 млн незарегистрированных медицинских изделий, что в четыре раза больше по сравнению с 2013 годом. Также Росздравнадзором за девять месяцев 2014 года изъято из обращения 736 серий лекарственных средств, качество которых не отвечает установленным требованиям.
— Завершен первый этап реформ в здравоохранении, в результате которого медучреждения были переоснащены. Каковы результаты?
— Когда мы говорим о необходимости создания системы, которая обеспечивает качество и безопасность медицинской помощи, то мы должны четко понимать, что здесь нужно пройти два этапа. Первый касается качества инфраструктуры, оснащения и состояния больниц, второй — качества процесса, который обеспечивается уже непосредственно врачами, технологиями, используемыми ресурсами. Первый этап на сегодня практически выполнен. Когда мы проводили контрольные мероприятия, нам принципиально важно было понять, соответствуют ли медучреждения заданным стандартам оснащения. В предыдущие годы мы выявляли высокий уровень нарушений в данном направлении, но в 2014 году впервые отметили снижение их количества. Если в 2013 году замечания по оснащению медицинских организаций составляли 38% от общего числа проверок, то в 2014-м эта цифра опустилась ниже 30% и на конец года составит около 28%. Это очень хорошая динамика.
— По каким критериям будет оцениваться качество оказания медпомощи на втором этапе?
— В 2014 году в 323-м ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" появилась такая составляющая, как клинические рекомендации, которые регламентируют действия уже непосредственно врача. Они могут быть написаны для заболевания, для состояния пациента. С 1 января 2015 года качество оказываемой медицинской помощи будет регулироваться согласно клиническим рекомендациям. Сегодня их более 500. На втором этапе именно они должны обеспечивать финальную часть качества.
— С 2008 года по 2013 год число обращений граждан по вопросам качества медпомощи выросло с 2,2 тыс. до 5,2 тыс. в год. В 2014 году тенденция сохранилась?
— В 2014 году впервые число жалоб именно на качество медицинской помощи уменьшилось. Мы посмотрим, конечно, финальные цифры, но это первый год, когда в структуре обращения граждан имеется определенная положительная динамика.