Промзону отдали под застройку
Представлен проект планировки более 740 га Нижнего Новгорода
Градостроительный совет при нижегородском губернаторе одобрил крупный проект планировки и межевания Шуваловской промзоны, расположенной в Канавинском, Ленинском и Автозаводском районах Нижнего Новгорода. На территории общей площадью более 740 га, где сегодня расположены коммунальные и промышленные предприятия, законсервированный полигон ТБО, кладбище, станция снеготаяния и другие объекты, планируется строительство более 200 тыс. кв. м жилья, развитие дорожной и социальной инфраструктуры. По замыслу разработчиков проекта, к 2030 году в новые квартиры въедут 8,6 тыс. человек. По мнению аналитиков, территория вряд ли заинтересует коммерческих застройщиков из-за «существенных минусов» участка.
Проект планировки и межевания Шуваловской промзоны на заседании градсовета в конце декабря представил начальник отдела генеральных планов Института развития города «НижегородгражданНИИпроект» Владимир Парфенов. Участок промзоны площадью 741 га в границах улиц Удмуртской, Пермякова, Львовской, проспекта Бусыгина и железнодорожных путей станции Сортировочная он охарактеризовал как находящийся в «незавершенной стадии развития». Помимо жилой застройки на территории расположены коммунальные и промышленные предприятия, три асфальтобетонных завода, закрытое кладбище «Красная Этна», складские помещения, бывшая свалка ТБО, станция снеготаяния, гаражные массивы. Также здесь имеются так называемые «зоны шумового дискомфорта» аэропорта Стригино. «Территория неорганизованная, но перспективная в плане развития», — подытожил господин Парфенов.
Проектировщики предложили отдать западные участки площадки под развитие коммунальных объектов и за счет этого сократить санитарно-защитные зоны. «Например, существующая котельная переводится с мазутного топлива на газ. Таким образом, санитарно-защитная зона сокращается с 300 м до 50 м», — пояснил Владимир Парфенов. Также «НижегородгражданНИИпроект» запланировал обновление инженерной защиты площадки, создание новых водоотводных, дренажных сооружений. В частности, как отметил Владимир Парфенов, Шуваловский канал необходимо как можно скорее очистить от мусора. С точки зрения жилищного строительства (в общем объеме — около 212 тыс. кв. м), по замыслу проектировщиков, планируется освоить площадки в районе проспекта Бусыгина. Блокированная малоэтажная застройка появится в районе озера №1. Застраивать территорию жильем планируется «с учетом максимального сохранения водных объектов и озеленения». Кроме того, в районе Шуваловской промзоны планируется строительство магистрали, которая соединит улицу Новикова-Прибоя и Московское шоссе. «Предлагается сделать развязки таким образом, чтобы без светофоров двигаться по основным направлениям движения, в том числе на пересечении с улицами Удмуртской и Новикова-Прибоя», — объяснил Владимир Парфенов. Кроме того, будет реконструирована и модернизирована дорога по улице Пермякова с выходом на Керженскую. В целом проект рассчитан до 2030 года. Первая очередь предусматривает рекультивацию свалки ТБО, а также перенос станции снеготаяния. «После этого можно будет начинать строительство», — пояснил архитектор.
Градостроительный совет одобрил проект. «Проект очень важный, так как эта территория давно не используется. У нас мало мест под коммунально-складскую зону в городе, а здесь ее как раз можно разместить. А те территории, которые освободятся от бывших свалок, стоит рекультивировать, и тогда там можно будет строить жилые дома», — отметил глава департамента градостроительного развития области Александр Бодриевский. Архитектор Александр Дехтяр высказался по поводу блокированного малоэтажного строительства: «Не уверен, что достаточно подробно просчитана экономика. Может получиться так, что застройщик, который еще должен будет вложиться в затратное благоустройство, чтобы компенсировать свои расходы, решит увеличить этажность домов».
Комментируя „Ъ“ инициативы НИИ, директор аналитического центра «Индикаторы Нижегородской недвижимости» Алексей Чемоданов отметил несколько рисковых для коммерческого строительства факторов: «Во-первых, это наличие вредных производств: пусть и законсервированный, но полигон ТБО, станция снеготаяния, куда годами свозят грязный городской снег. Во-вторых, участок находится в низине, где много заболоченных и подтапливаемых мест». Все эти факторы, по мнению аналитика, могут существенно повлиять как на себестоимость строительства из-за большой подготовительной работы, так и на покупательский спрос. Выходом из ситуации, по словам эксперта, могло бы стать выделение участков под бюджетное строительство и привлечение застройщиков к участию в различных жилищных программах.