Чумное разгорание
Третий очаг АЧС в Черноземье обнаружен в Курской области
На территории частного хозяйства в Дмитриевском районе Курской области обнаружен и подтвержден очаг африканской чумы свиней (АЧС). Таким образом, вирус зарегистрирован уже в трех регионах Черноземья: в конце декабря он был обнаружен в свинокомплексах группы «Черкизово» в Воронежской и Орловской областях. Сейчас там завершена ликвидация поголовья и забито более 30 тыс. свиней. Эксперты полагают, что ответственность за распространение вируса несет как само «Черкизово», так и местные власти.
Об обнаружении вируса АЧС в частном хозяйстве в поселке Дворики Дмитриевского района вчера сообщило управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям. При проведении исследования пяти проб от свиней диагноз был подтвержден специалистами Всероссийского НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии в Покрове (Владимирская область). Всего было забито пять голов. Сейчас решается вопрос о введении карантина и установлении границ угрожаемых зон. Источник заноса вируса неясен, однако известно, что в регион поступала продукция орловской структуры «Черкизово» — ЗАО «Орелсельпром», где вирус был обнаружен в конце декабря. В частности, ЗАО поставляло трупы павших свиней для переработки на ветсанутильзавод ООО «Экорт» Фатежского района Курской области: по данным курского областного управления ветеринарии, только с 22 по 24 декабря (до официального подтверждения АЧС в «Орелсельпроме») на предприятие «без согласования с управлением ветеринарии» поступило 950 голов. Впоследствии продукция завода — мясокостная мука, наличие АЧС в которой сейчас проверяется, — была сожжена, а оборудование прошло дезинфекцию. Однако, как сообщили „Ъ“ в покровском НИИ, сама возможность присутствия вируса в продукте после термической обработки ставит под вопрос эффективность деятельности предприятия. Кроме того, зараженная продукция «Орелсельпрома» стала причиной введения карантина на перерабатывающем предприятии ООО «МПК “АгроФуд”» (Губкин, Белгородская область).
Сейчас на участке откорма «Орелсельпрома», по данным управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, уже забито 27,268 тыс. голов свиней, ликвидация поголовья завершилась (всего на разных площадках комплекса находилось почти 60 тыс. голов). При этом, по данным управления ветеринарии Воронежской области, в другой структуре «Черкизово» — ООО «Агроресурс Воронеж» (Нижнедевицкий район) — ликвидация также завершена: забиты все 9,121 тыс. голов. Проведены мероприятия по дезинфекции на территории общей площадью более 67 тыс. кв. м, уничтожено более 200 т комбикормов, демонтировано для дальнейшего уничтожения «малоценное оборудование». Ведется мониторинг поголовья диких кабанов.
Руководитель управления по коммуникациям и связям с инвесторами группы «Черкизово» Александр Костиков вчера рассказал „Ъ“, что группа «уже завершила локализацию очагов и необходимую ликвидацию поголовья». «Пока точно неясно, сколько в денежном выражении мы потеряли. Потери, конечно, есть, но в масштабах компании они не очень существенны — забито менее 5% поголовья», — отметил господин Костиков. По его словам, на остальных площадках «Черкизово» ведется постоянный лабораторный мониторинг, который пока не подтвердил новых вспышек инфекции.
Напомним, предыдущая крупная вспышка АЧС в Черноземье произошла летом 2013 года. Тогда вирус был обнаружен в Воронежской, Белгородской и Тамбовской областях, на его ликвидацию было затрачено более 400 млн руб., всего было забито более 102 тыс. голов, а в Белгородской области полностью ликвидировали поголовье в хозяйствах ниже третьего уровня биологической защиты (компартмента). А летом 2014 года вспышка АЧС была зарегистрирована в ЗАО «Агрокомбинат “Николаевский”» в Воронежской области, где было сожжено около 40 тыс. свиней.
«В нынешней ситуации сложно обвинять региональные власти и областные ветеринарные службы: компания сама отвечает за состояние своих животных, — отметил директор покровского НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии профессор Денис Колбасов. — Во всех случаях в Черноземье упоминается поставка продукции “Орелсельпрома”. Региональные ветслужбы не могут постоянно контролировать фактически закрытое предприятие с высоким уровнем биологической и физической защиты». «В “Черкизово” уже заявили о незначительности потерь в масштабах группы, репутационных рисков тоже нет. А если потери незначительны, коренных изменений в подходе к предотвращению АЧС компания может и не предпринять и ситуация может повториться», — полагает господин Колбасов.
Впрочем, по мнению главы исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, региональные власти также не уделяют должного внимания проблеме. «Во-первых, очень часто форма личных хозяйств, которые практически не контролируются государством, используется для прикрытия бизнеса — с ними не выстроены нормальные правоотношения. Во-вторых, в хозяйствах, в частности, Курской области не соблюдаются элементарные правила содержания животных — зачастую они на свободном выгуле, что допускает контакты с пораженным вирусом поголовьем. Все это происходит, несмотря на наличие рядом “примерной” Белгородской области, где проблема с ЛПХ фактически решена. Не ведется и депопуляция диких кабанов, зачастую используется формальный подход в присвоении компартментов. Но, разумеется, виноваты и сами собственники предприятий. Так, выявление АЧС во Владимирской области, куда она попала с продукцией “Орелсельпрома” через Подмосковье, позволяет предположить, что животные на орловском предприятии стали гибнуть гораздо раньше, чем об этом было объявлено», — предположил господин Юшин.