Электрички сходят с пути
В регионах Черноземья отменили более 40 пригородных поездов
ОАО «Пригородная пассажирская компания (ППК) “Черноземье”» с 12 по 14 января отменяет 20 электричек, которые курсировали между населенными пунктами Воронежской и Белгородской областей. А Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) в то же время останавливает 24 поезда на маршрутах в Орловской и Курской областях. Оба перевозчика свои действия объясняют нежеланием региональных властей в полной мере компенсировать их потери, главы же субъектов настаивают на непрозрачности расчетов компаний. Эксперты считают проблему «не решаемой» в текущей экономической ситуации.
«В связи с достигнутыми договоренностями по согласованию маршрутной сети на 2015 год между ОАО ППК “Черноземье” и заказчиками перевозок — администрациями Воронежской и Белгородской областей» с 12 по 14 января отменяются 20 электричек, сообщается на сайте компании (дочерняя структура ОАО «РЖД» создана с участием в уставном капитале Тамбовской, Липецкой, Белгородской и Воронежской областей). В их числе оказались маршруты к крупным райцентрам: Анна — Воронеж-1, Хава — Воронеж-1, Лиски — Валуйки, Таловая — Поворино. Еще 10 поездов сокращают пути следования и меняют расписание. 13 января появляется один новый маршрут — Алексеевка — Лиски. Стоимость проезда в электричках возрастает с 15 до 18 руб. за 10-километровую зону.
По сообщению ЦППК (занимается пригородными железнодорожными перевозками, в том числе в Курской и Орловской областях), «по инициативе администраций субъектов» с 1 января отменены шесть поездов в Курской области (в их числе маршрут Курск — Ливны) и 18 в Орловской (среди прочих — Мценск — Орел).
О том, что в новом году в 20 регионах России возможна отмена ряда пригородных поездов, стало известно в конце 2014-го, после совещания в Министерстве транспорта РФ, на котором обсуждалась организация пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. По данным ведомства, услугами электричек в 2014 году воспользовались 97 млн россиян, но это не помешало за тот же период в целом по стране отменить 580 пригородных поездов. Пресс-служба Тамбовской обладминистрации по итогам совещания в Минтрансе сообщила, что в 2014-м 22 из 73 субъектов РФ компенсировали не более 50% выпадающих доходов железнодорожным перевозчикам (по их мнению, власти субъектов устанавливают тариф ниже экономически обоснованного уровня) и лишь 10 регионов полностью выполнили обязательства. В адрес 64 субъектов РФ были направлены 102 соглашения об урегулировании задолженности на сумму 31,8 млрд руб. По состоянию на начало декабря прошлого года пригородными компаниями получен 101 ответ: 11 субъектов подписали 15 соглашений, 13 приняли вопрос к рассмотрению и запросили дополнительные материалы, в 77 ответах содержатся отказы регионов.
Глава Воронежской области Алексей Гордеев неоднократно критиковал деятельность РЖД, указывая на непрозрачность расчетов компании, в результате которых «дешевле перевозить граждан на такси». «В РЖД все, к сожалению, свелось к зарабатыванию денег, а я всегда считал, что это важнейшая социальная отрасль. Четыре года назад мы давали субсидию на поддержку пригородного сообщения в 12 млн руб., через два года — 80 млн, еще через год — 175 млн. Теперь с нас просят 730 млн. Я не знаю, что это за внутренние расчеты такие», — заявил на недавней встрече с журналистами господин Гордеев. Он напомнил, что главы регионов ЦФО обсуждают идею создания собственного железнодорожного перевозчика: «Если правильно организовать подход, то можно все расходы компенсировать». Не раз открыто «не признавал» систему расчетов с ППК «Черноземье» и губернатор Белгородской области Евгений Савченко.
В Тамбовской области, где региональные власти предусмотрели на 2015 год компенсации ППК в сумме 159 млн руб., отмечают сокращение пассажиропотока на электричках с 2,7 млн человек в 2013 году до 1,7 млн в 2014-м: «Все чаще жители области выбирают автобусные маршруты и даже такси. Возможно, очередной спад пассажиропотока на пригородное железнодорожное сообщение придется на июль, когда повысится тариф за проезд». По словам тамбовского губернатора Олега Бетина, «средств на компенсацию затрат требуется очень много, тогда как бюджет формируется как никогда напряженный».
В «дочках» РЖД доводы о «непрозрачности» стараются опровергнуть, ссылаясь, в частности, на то, что расходы на подвижной состав и локомотивные бригады (которые перевозчик арендует у госмонополии) рассчитывались еще в 2010 году и «с тех пор не менялась», только индексировались.
Правительство РФ для поддержания отрасли предусмотрело выделение из федерального бюджета 25 млрд руб., которые направляются на погашение убытков РЖД. Впрочем, эксперты не верят, что это поможет решить проблему. По мнению главы «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, «огромные накопленные долги ограничивают возможности регионов по разрешению текущей ситуации». «Субъекты понимают, что уровень поддержи государства недостаточен для обеспечения адекватной работы отрасли, и отказываются от этого направления, начиная все больше задействовать альтернативные виды транспорта, например автобусы, — поясняет господин Бурмистров. — РЖД, в свою очередь, сокращает количество маршрутов и частоту рейсов, электрички становятся еще менее эффективными, убытки растут, обороты компаний снижаются. На текущий момент проблема выглядит нерешаемой. Уровень господдержки отрасли, очевидно, расти не будет». Аналитик считает, что железнодорожное пригородное сообщение в некоторых регионах в обозримом будущем может сократиться до «символичных значений». «Ставки аренды, которые РЖД предлагает за подвижной состав, очень высоки. Поэтому региональные власти начинают обсуждать возможность создания собственных компаний, которые бы в лизинг приобретали новый, эффективный подвижной состав. Это могло бы быть корректное решение проблемы. И еще года два назад такой проект выглядел логичным, но с сегодняшним уровнем доступа к капиталу он маловероятен. Кроме того, если электрички еще можно купить, то как быть с инфраструктурой для обслуживания подвижного состава? То есть зависимость от РЖД полностью преодолеть очень тяжело. Идея создания собственной компании регионами разумная, но, к сожалению, сегодня абсолютно не реалистичная», — резюмировал господин Бурмистров.