Кто пострадает от IT-блокады Крыма

Западные технологические компании — Apple, Google, Microsoft и другие — больше не обслуживают крымчан: исполняя соответствующие предписания властей США и ЕС, они отключают интернет-сервисы и сворачивают продажу устройств.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

ОЛЕГ ХОХЛОВ

Согласно указу, который президент США Барак Обама подписал в конце декабря, с 1 февраля американским компаниям запрещено поставлять в Крым любые товары, услуги и технологии. Американская продукция в спорный регион напрямую и так не поступает, но речь идет и о том, чтобы компании не торговали с крымчанами через посредников, а также принимали меры, если вдруг обнаружат свою продукцию в Крыму уже постфактум. Более того, формально эмбарго предполагает запрет на доступ крымчан к программному обеспечению и интернет-сервисам, в том числе бесплатным, таким как Gmail и Skype. Аналогичное распоряжение выпустили и власти Европейского союза.

Продавцы электроники бодрятся и обещают журналистам, что, если потребуется, товар на полуостров будут доставлять "боевые пловцы". Понятно, что Крым без компьютерной техники не останется в любом случае: на американских производителях (первыми предписание американских властей поспешили выполнить Apple, Dell и HP) свет клином не сошелся. Другое дело — сервисы и услуги. Айфонами пользуются и жители Северной Кореи (согласно данным сервиса StatCounter, iOS в этой стране — самая популярная мобильная платформа среди тех, кто имеет доступ в интернет). Но какая же радость от обладания айфоном или любым другим смартфоном, если вас лишили возможности загружать приложения? А в середине прошлой недели крымчане уже обнаружили, что их больше не обслуживает магазин приложений для мобильных устройств Apple — App Store: "Покупки недоступны в вашем регионе согласно регламенту (ЕС) N1351/2014 Европейского совета и исполнительному приказу N13685 президента США". На очереди — Google Play, официальный магазин приложений для платформы Android.

Похожие новости продолжат поступать — пока в Крыму доступны почтовые службы, социальные сети и сервисы сообщений. Еще работают Booking.com и другие похожие службы. Booking.com использует карты Google, и на них, если у вас российский IP-адрес, Крым относится к России. В результатах поиска по сайту полуостров, впрочем, почему-то назван отдельной страной. Рано или поздно эти противоречия придется каким-то образом разрешить, но, возможно (и даже скорее всего), процесс затянется. Приказ, подписанный Бараком Обамой, почти слово в слово повторяет основные формулировки из аналогичного документа, который еще в 1997 году положил начало технологической блокаде Ирана. При этом, например, тот же Booking.com, а также Expedia, Tripadvisor и прочие туристические сервисы покинули страну лишь в 2013 году. Конкретно эти события связывают с лоббистскими усилиями общественной организации United Against Nuclear Iran, которая следит за тем, чтобы западные бизнесмены не пытались обойти санкции, тем самым поддерживая действующий режим. Странно, что все еще не создана аналогичная организация, которая бы контролировала соблюдение антироссийских санкций.

При этом на Украине, согласно оценке международного отраслевого объединения Business Software Alliance, доля нелицензированного компьютерного программного обеспечения из года в год превышает 80% (в России — около 60%). Если цифры верны, крымчане переживут электронное эмбарго более или менее безболезненно. Более того, опыт Ирана показывает, что американские власти готовы следить за соблюдением санкционного режима избирательно. Антиправительственные выступления 2009 года были организованы при помощи формально запрещенных в стране социальных сетей Facebook и Twitter. В 2010 году США, чтобы "обеспечить всеобщее право граждан на свободу слова и информацию", сняли и официальный запрет. С 2013 года эмбарго не распространяется и на гаджеты.

Кто действительно пострадает в результате технологической блокады Крыма, так это местные работники технологической сферы. Apple и Google уже заблокировали аккаунты крымских разработчиков приложений, PayPal больше не обслуживает их счета. На очереди — другие инструменты разработки и платежные сервисы.

Между тем еще летом российские власти обещали построить в Севастополе технопарк (в рамках программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий"), чтобы со временем превратить Крым в новую Кремниевую долину. В последнее время, впрочем, новости об этом проекте не появлялись, а в январе уже этого года в Министерстве связи и массовых коммуникаций вообще заявили, что больше по госпрограмме технопарки строить не будут.

Вся лента