Брифинг
Евгений Гонтмахер, экономист
У нас безработица носит скрытый характер. И, собственно, в кризис 2008-2009 годов была ровно та же самая ситуация. Там государство выделяло довольно большие деньги частным работодателям, чтобы они просто платили хоть какую-то заработную плату людям, но не дай бог, чтобы те вышли официально в качестве безработных на рынок труда. Ровно то же самое происходит сейчас. Единственная поправка — сейчас у государства столько денег просто не будет, чтобы раздавать работодателям десятки миллиардов рублей, и рано или поздно все равно такая политика закончится безработицей.
Наталья Зубаревич, профессор МГУ, экономико-географ
Кризис приведет к росту безработицы, но вряд ли сильному. Особенность этого кризиса — мощный удар по сектору рыночных услуг. Платежеспособный спрос снижается и, видимо, будет низким несколько лет. Начинаются сокращения в банках, страховании, торговле, уже просела туристическая отрасль. Рыночные услуги концентрируются в городах, особенно крупных. Жители крупных городов, занятые в рыночных услугах, не привыкли протестовать. Они быстрее адаптируются к изменениям, активно ищут нишу, которую могут занять в кризисный период. Но при затяжном кризисе риски будут расти, а вслед за этим — и протестные настроения.
Михаил Богданов, председатель правления компании CONSORT Group
Реальный уровень безработицы в Москве определить трудно. Во всяком случае, он никак не соответствует официально зарегистрированному числу безработных (менее 0,5 процента). Взять хотя бы бесчисленные криминальные сводки типа: "ДТП совершил владелец "бентли", москвич, безработный". Огромное количество наших горожан живут, и порой безбедно, за счет сдачи в аренду принадлежащих им квартир. Очень многие фиктивно, "по знакомству", числятся сотрудниками того или иного юридического лица и ради записи в трудовой книжке даже компенсируют компании-работодателю расходы на налогообложение.