Повторим уроки?
Экспертиза
Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ
В нынешний кризис ситуация на рынке труда может развиваться по нескольким сценариям. Один из них мы уже проходили в начале 1990-х годов. Тогда на фоне общего спада в экономике уровень безработицы оказался умеренным. Потому что многие по факту не теряли рабочих мест, а находились в неоплачиваемых отпусках либо были заняты неполную рабочую неделю. А кто-то начал свое дело — достаточно вспомнить челноков. В каком-то смысле имел место психологический эффект: доходы населения упали, но при этом не было перехода в иное качество — из занятого в безработного. История может повториться. Отличие в том, что сейчас люди вряд ли согласятся, допустим, на уход в отпуск без сохранения содержания. Они не готовы отказываться от уже привычного уровня жизни, а поддерживать его все сложнее при сегодняшнем росте цен. Другой сценарий — это кризис 2008-2009 годов, когда пик безработицы достиг примерно 2,2 млн человек. Но тогда к общественным работам привлекли 1 млн 63 тысячи человек — это максимум в истории постсоветской России. Для сравнения: в кризис 1998-го — 294 тысячи. Понятно, что в основном это низкоквалифицированный труд — уборка улиц, какие-то работы по благоустройству, но главное — оплачиваемый, вариант, когда нет других возможностей заработать. Кризис миновал — интерес к общественным работам угас. В нынешнем случае оба сценария могут сочетаться.
Сокращение занятости больше всего затронет сферу услуг. Например, уже сегодня в Москве закрываются предприятия общественного питания, кафе, рестораны. Сыграли свою роль, конечно, и такие факторы, как платная парковка и дорогая аренда в центре города, однако главное — снижение доходов населения. Если продукты питания, товары первой необходимости будут все равно покупать каждый день, то вот в парикмахерскую можно ходить реже, ремонт перенести на лучшие времена, автомобиль менять не раз в 4 года, а в 7-8 или даже 10 лет. Это касается всей страны, но именно Москва, как и в кризис 2008-2009 годов, может оказаться под ударом: она не промышленный город и сильнее всего ориентирована на удовлетворение конечного спроса потребителей, а спрос падает. Безработица грозит турбизнесу, особенно если он не перенаправлен на внутренний туризм. Плюс люди стали все чаще организовывать поездки сами. Пострадает сфера строительства. Высока вероятность, что напряженная ситуация с занятостью возникнет там, где и прежде было мало альтернатив трудоустройства. Речь о тех же моногородах.
Как защититься от безработицы в кризис, каждый человек решает по-своему. Универсальных рецептов нет. Это и профессиональная переподготовка через службы занятости, и сбережения (а они, по опросам, есть у трети россиян, пусть и в разном масштабе), и досрочный выход на пенсию. Открытие своего дела тоже вариант, но крайне рискованный. В целом же рост занятости обеспечивается подъемом экономики — лучшего решения мир не придумал.