Оптимизация по живому

Как компании будут экономить на людях

Фонд оплаты труда — это то, что первым попадает под нож в кризис. Но ждать массовых сокращений пока рано — в ближайшие несколько месяцев компании будут обходиться менее радикальными мерами.

АНАСТАСИЯ ЯКОРЕВА

"Главная статья расходов для большинства компаний — это персонал, поэтому в кризис неизбежно стремление бизнеса сокращать работников, снижать зарплаты и другими способами урезать фонд оплаты труда",— говорит Юлия Чашина, заместитель генерального директора по персоналу компании Superjob.ru.

Уже несколько месяцев бизнес выжидает, не предпринимая сокращений, но, очевидно, готовясь к ним. Согласно исследованиям, сокращения практически не коснутся экспортно ориентированных компаний и IT-сферы. Некоторые из них даже расширяют штат: в Mail.Ru Group, например, заявили о появлении новых вакансий. В таких отраслях, как розница, банки, страховой, ресторанный бизнес, сокращения, пожалуй, неизбежны.

Согласно исследованиям, в конце 2014-го и начале 2015 года прямо о сокращениях персонала заявляло только 2,5% компаний, и по большинству направлений поиска нового персонала практически не изменилось число вакансий. Директор рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская, правда, полагает, что многие из них размещают объявления с целью заменить менее квалифицированного сотрудника на более квалифицированного на тех же условиях.

Впрочем, в выжидании нет ничего необычного. Сокращения обычно отстают от начала кризиса на квартал или даже на полгода. В 2008 году кризис начался в сентябре, а массовые сокращения — только в марте 2009-го. Пока компании обходятся более мягкими мерами.

Никакого футбола

Самый щадящий способ сократить расходы на сотрудников, с которого начнут многие компании,— это урезание соцпакета, в первую очередь таких приятных, но дорогих излишеств, как бесплатный фитнес и скидки на ДМС для членов семьи. Некоторые торговые компании могут уменьшить скидку на свою продукцию для работников.

Сейчас, по данным HeadHunter, ДМС предоставляет 25% российских и 70% иностранных компаний, питание организует около трети компаний.

Пока только 5% работодателей, опрошенных в ноябре прошлого года порталом Superjob, заявили, что компенсационный пакет в их компаниях сократился. Правда, у 32% соцпакета вовсе не было, а 4% заявили, что намерены его расширить.

Если рассматривать этот вид урезаний как первый шаг, реакция на экономические потрясения в нашей стране, очевидно, в этот раз отстает. В декабре 2008 года примерно треть компаний, по данным АНКОР, собирались урезать либо уже урезали соцпакеты. Тогда первыми под нож попали программы обучения сотрудников (75% опрошенных), расходы на мобильную связь и питание (половина компаний), ссуды на льготных условиях (33%) и ДМС (17%).

Сейчас о сокращениях соцпакетов мало кто заявляет открыто. "Мы убрали из соцпакета, например, занятия футболом, остальные спортивные секции оставили,— рассказывает Андрей Медведев, гендиректор "Промышленных силовых машин".— Английский язык мы раньше оплачивали всем, теперь — только тем, кому он нужен по работе. При этом смотрим на посещаемость занятий".

"Минус такого решения в том, что сотрудники могут начать сокращать активность пропорционально урезанию льгот или мстить за него,— говорит Владимирская.— Например, если компания урежет расходы на связь, продажники начнут меньше звонить, а если отменить бесплатные обеды в офисе, то сотрудники начнут ходить в кафе и затягивать обеденный перерыв".

Три дня в неделю

Пока кризис не слишком глубок, компании могут избирать и другие компромиссные меры. Например, сокращение рабочей недели, которое позволяет пропорционально уменьшить фонд оплаты труда (ФОТ) и не растерять сотрудников, на обучение которых предприятие затратило время и ресурсы.

Эту меру чаще применяют на производственных предприятиях. Так сейчас поступает, например, компания "Интерскол", производящая электрооборудование.

"На период межсезонья мы ввели сокращенную неделю в центральном офисе , чтобы полностью сохранить коллектив в этом году,— говорит директор по маркетингу "Интерскола" Алексей Жигайлов.— На самом производстве мы персонал напротив, набираем. До мая планируем нанять еще 200 человек". По слухам, в центральном офисе одного из конкурентов, компании Bosch, сокращения начались еще в октябре и могут коснуться около 20% персонала. Пресс-служба Bosch на запрос "Денег" о сокращениях не ответила.

"Многие сотрудники реагируют на сокращение рабочей недели даже с энтузиазмом,— полагает руководитель проекта "Банк данных заработных плат" компании HeadHunter Наталья Данина,— поскольку для них это возможность что-то заработать на стороне либо попробовать себя в мелком предпринимательстве".

Менее позитивно, очевидно, реагируют сотрудники на идею руководства отправить их в неоплачиваемые отпуска — работодатели рассчитывают, что работник в результате сам захочет уволиться по соглашению сторон. "В январе в неоплачиваемый отпуск отправили бухгалтера и наемного директора,— говорит Александра, сотрудник регионального рекламного агентства.— В итоге мы работаем через пень-колоду: нет бухгалтера, чтобы решить какие-то вопросы, нет директора, чтобы утвердить рекламную кампанию".

Компании пытаются сократить расходы и на вспомогательных бизнес-процессах, например изменяя график работы охраны: вместо четырех охранников с 10-часовым рабочим днем переходят на схему три человека с 12-часовым рабочим днем или отказываются от круглосуточной охраны.

Другой вариант сэкономить без больших жертв — отдать часть задач в аутсорсинг: за внештатного сотрудника не нужно платить НДФЛ, делать отчисления в различные фонды, оплачивать ему больничный и отпуск, а если его услуги больше не требуются, не нужно проводить сокращения и выплачивать компенсацию. Как правило, в аутсорсинг передают непрофильные функции — IT, бухгалтерию, уборку в офисе.

Начальники получат меньше

Сокращение зарплат — самая непопулярная у кадровиков мера. Считается, что если урезать зарплату, то лучшие сотрудники найдут новое место, а в компании останется балласт — те, кто готов терпеть, лишь бы пересидеть кризис. Вместе с тем сейчас, по данным многих исследований и опросов, каждый третий российский соискатель готов пойти на снижение зарплатных притязаний ради сохранения работы или гарантированного трудоустройства на новое место.

Это касается не только рядовых сотрудников, но и руководства. "У нас принцип был следующий: чем больше зарплата, тем сильнее ее урезали, кому-то при сохранении прежней рабочей нагрузки, а кому-то пропорционально сокращению рабочего времени",— говорит один из сотрудников головного офиса мебельной фабрики "Мария".

Александр Орлов, владелец сети ресторанов "Тануки" и "Ерш", пошел по этому же пути. С конца 2014 года он сократил фонд оплаты труда на 30% — часть персонала уволил и выборочно урезал зарплаты. Впрочем, зарплаты он сокращал (примерно на 10%) только высшему менеджменту. "Линейному персоналу — менеджерам, поварам, официантам — мы, наоборот, повысили зарплату",— уточняет Орлов. С учетом того что в сфере услуг на ФОТ приходится от 70% до 90% затрат, 30-процентное сокращение — это очень существенно. Однако для "Тануки" пока недостаточно: сокращения в компании продолжаются.

Стратеги и работяги

"Сокращения для компаний — крайняя и нежелательная мера,— говорит Михаил Семкин, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Эксперты рынка труда".— Приходится единовременно выплачивать сотрудникам несколько окладов, кроме того, в некоторых случаях при нарушении Трудового кодекса работник может восстановиться через суд".

Тем не менее без сокращений не обходится ни один кризис. "По опыту прошлого кризиса можно сказать, что компании предпочитают сокращать не высших управленцев и не низовой персонал, потому что первые отвечают за стратегию, а вторые ее реализуют,— говорит Данина.— Сокращают жировую прослойку — средних управленцев, которые не генерируют добавленной стоимости. За 2011 и 2012 годы компании опять успели накопить такой жирок и сейчас начнут от него избавляться".

В "Промышленных силовых машинах" за ноябрь-декабрь 2014 года сократили 15% персонала (50 работников из 340), и действительно не тех, кто создавал добавленную стоимость, "крутил гайки", говорит Медведев. В основном под сокращения попал вспомогательный производственный персонал — инженеры-конструкторы, технологи, закупщики, логисты.

"Мы создали рабочую группу, кадровому отделу поручили сделать "фотографию" рабочего дня каждого сотрудника,— рассказывает Медведев.— Оказалось, что у многих сотрудников выполнение основных функций занимает всего около 40% рабочего времени, многие загружены меньше чем наполовину. Кроме того, у нас в компании были люди, которым когда-то, скажем так, давали еще один шанс, но кризис — это не то время, когда нужно пытаться "оживить" сотрудника. Так получилось, что сокращали мы в основном "старичков" — тех, кто пришел к нам в самом начале работы и уже не вписывался в выросшую компанию со строгими KPI".

Впрочем, топ-менеджеры в некоторых случаях тоже могут попасть в категорию "жировой прослойки". "В представительстве одной из крупных международных компаний в первую очередь были сокращены позиции нескольких вице-президентов,— говорит Евгений Емельянов, гендиректор группы компаний "Шаг".— Руководство компании посчитало, что позиции этих людей связаны с долгосрочными планами развития. А, если будет затяжной кризис, проще временно пожертвовать этими планами, сохранив эффективность основного бизнеса. Кроме того, увольнение каждого топ-менеджера высшего звена позволяло сохранить с десяток рядовых специалистов, каждого из которых компания в свое время тщательно отбирала и выращивала".

Панические настроения царят в банковской сфере. "Уже известно, что сокращения будут — и в региональных офисах, и в головном",— рассказывает сотрудница крупного банка. "Персонал будут увольнять все банки, и частные, и государственные",— прогнозирует Юрий Грибанов, генеральный директор Frank Research Group. Пресс-служба Сбербанка подтвердила этот прогноз, сообщив, что "в перспективе постепенное снижение численности персонала ожидается". Правда, в официальных комментариях Сбербанк связывает это не с кризисом, а с развитием мобильного и интернет-банкинга, сетей банкоматов и других технологий удаленного обслуживания клиентов.

Тенденция к автоматизации активизируется и в других отраслях — и тоже приведет к существенной экономии ФОТ. Уральский банк реконструкции и развития полностью отказался от услуг аутсорсинговых контакт-центров, заменив их на роботов, которые перезванивают клиентам по их интернет-заявкам на продукты банка. В Yota колл-центр заменили онлайн-поддержкой в чате или мобильном приложении. В части магазинов "Ашан" и магазинах красноярской сети "Командор" еще до кризиса начали ставить кассы самообслуживания. "Пока речь не идет о том, чтобы полностью отказаться от услуг кассиров, но это отчетливый технологический тренд во всем мире",— говорит директор по маркетингу "Командора" Дмитрий Полуянов. Людей "Командор" пока не сокращал, но сейчас сеть пытается оптимизировать внутренние процессы, а сотрудников, "высвобожденных" благодаря оптимизации из старых магазинов, перераспределяет в новые.

"Увеличение нагрузки на сотрудников вполне логично,— отмечает директор "АМИ-Систем" Владимир Бовыкин.— С 2000 года зарплата в России выросла в 16 раз, а производительность — только в 1,77 раза. ФОТ раздут, и в кризис этот перекос должен быть отчасти ликвидирован".

Остаться любой ценой

В кризис увеличивается количество трудовых споров, и самые сложные — по вопросам правомерности увольнения. "Любой здравомыслящий работник понимает, что трудоустройство в кризисные времена — дело непростое, и старается отстаивать право на существование в организации до конца",— говорит Олег Уланов, директор по персоналу "Ростагроэкспорта".

При сокращениях компании часто допускают ошибки. Например, не учитывают масштаб увольнений: при единичных случаях сотрудников и профсоюз нужно уведомлять за два месяца, а при массовых увольнениях — за три.

По закону, если у компании есть на момент сокращений открытые вакансии, в первую очередь их следует предложить сокращаемому персоналу — это тоже не всегда соблюдается.

"Если в компании десять юристов и надо сократить пять, то компания должна провести исследование преимущественного права оставления работника на работе,— говорит Надежда Илюшина, руководитель практики трудового права юридической фирмы Goltsblat BLP.— Работник оценивается по нескольким критериям. Сначала по объему и качеству выполненной работы, то есть по производительности труда. Затем по тому, есть у него иждивенцы или нет, не относится ли он к защищенным категориям, которые вообще нельзя трогать".

Защищенные категории — это, например, беременные, женщины с детьми до трех лет, одинокие матери (у ребенка в свидетельстве о рождении в графе "Отец" — прочерк). В 2014 году Верховный суд специально разъяснил: если на момент увольнения сотрудница забыла сказать о беременности или сама о ней не знала, ее обязаны будут восстановить на работе.

В последние годы появилась еще одна категория защищенных сотрудников — одинокие отцы, мужчины, у которых трое детей, одному ребенку меньше трех лет и супруга не работает.

Чем для бизнеса оборачивается экономия на персонале

МераПлюсыМинусы
Сокращения персонала Сокращения фонда оплаты труда; создание более эффективной структуры, повышение производительности труда;
остальной персонала
мотивирован работать лучше,
чтобы сохранить место
Нельзя уволить сотрудника из защищенной категории; уволенным сотрудникам придется выплачивать единовременные компенсации
Сокращения зарплат Можно сократить ФОТ, сохранив сотрудников Демотивация сотрудников; отрицательный отбор: самые
способные уходят, остаются
те, кто готов работать за
любые деньги
Урезания соцпакета Можно сократить издержки на персонал, сохранив весь штат и зарплаты Люди могут снижать свою активность: например, если компания начинает выделять
меньше денег на мобильную
связь, продажники начнут
меньше звонить, если
отменит бесплатные обеды —
задерживаться в обеденный
перерыв; возможное
увеличение заболеваемости
и, как следствие, потеря
производительности
Урезание рабочего времени Можно сократить ФОТ, сохранив сотрудников; если ситуация в экономике изменится в лучшую сторону,
можно быстро мобилизовать
силы; сотрудники часто сами
приветствуют такую меру,
поскольку она дает им
возможность подработать
часть сотрудников начнет искать новую работу; снижение дисциплины иэффективности работы
Вывод персонала за штат Не нужно платить отчисления в различные фонды, оплачивать больничный и отпускные; сокращение затрат на содержание кадровой службы и бухгалтерии Нет уверенности в качестве персонала, который будет работать на аутсорсинге; удаленный персонал сложнее контролировать; удаленный персонал сложнее контролировать, сотрудники
не лояльны
Вся лента