Дожить до заказов
За вывод РУМО из кризиса возьмется его акционер Юрий Чадаев
Крупное нижегородское предприятие тяжелого машиностроения РУМО, испытывающее финансовые трудности из-за отсутствия крупных заказов, снова меняет директора. Не выдержав прессинга силовиков по поводу невыплаты зарплаты коллективу, подал в отставку недавно назначенный Вадим Храмов. Ожидается, что оперативное управление возьмет на себя основной акционер завода Юрий Чадаев. Чтобы расплатиться с накопившимися долгами, РУМО рассчитывает в этом году продать недостроенный производственный корпус и заключить контракты с «Газпромом» на поставку и ремонт оборудования для подземных хранилищ газа.
Как стало известно „Ъ“, в январе совет директоров ОАО РУМО рассмотрит вопрос о назначении гендиректором основного акционера предприятия Юрия Чадаева, для этого ему придется покинуть пост председателя совета директоров. Назначенный в конце ноября прошлого года Вадим Храмов, проработав около месяца, подал в отставку по собственному желанию из-за угрозы привлечения к уголовной ответственности за невыплату заработной платы коллективу. Напомним, из-за отсутствия крупных заказов в последние годы РУМО накопило многомиллионную задолженность по зарплате и поэтому находится под постоянным надзором правоохранительных органов: организованная в прошлом году прокурорская проверка показала, что с мая по сентябрь 2014 года предприятие задолжало работникам около 18 млн руб. — поступающие на счета завода средства направлялись на закупку сырья и материалов. Это стало поводом для возбуждения уголовного дела. После прокурорских предостережений и бесед с силовиками господин Храмов решил уйти с поста гендиректора и вернуться на прежнее место директора по технологической подготовке производства РУМО.
Юрий Чадаев рассчитывает, что из кризиса предприятие выведут новые заказы, на которые РУМО может претендовать в условиях санкций. «Нам надо встать на ноги, дотянуть до марта-апреля, когда „Газпром“ начнет закупки оборудования для ремонта и реконструкции подземных хранилищ газа (ПХГ). Это миллиардные заказы, а в условиях импортозамещения мы фактически остаемся единственным предприятием, оборудование которого стоит на многих ПХГ. Из-за санкций уходят американские поставщики, но мы делаем поршневые машины не хуже, а по каким-то параметрам и лучше них», — отметил Юрий Чадаев. По его словам, предприятие также рассчитывает поучаствовать в модернизации Глебовской станции ПХГ в Крыму и выполнить ряд заказов по поставкам судовых двигателей и запчастей к ним.
Кроме того, чтобы расплатиться с накопившейся задолженностью по зарплате и за энергоресурсы, предприятие планирует в скором времени завершить сделку по продаже недостроенного производственного корпуса казанскому ритейлеру «Агава» (управляет сетью гипермаркетов «Мегастрой»). Предварительные договоренности о продаже недвижимости были достигнуты еще два года назад, но РУМО долгоне могло решить вопрос с межеванием и постановкой на учет федерального земельного участка под объектом, в том числе из-за проблем в нижегородском теруправлении Росимущества („Ъ“ писал о них вчера).
Добавим, что из-за текущей задолженности в конце декабря котельную РУМО отключали от газа, что грозило остановкой производства. Однако руководство смогло договориться с поставщиком и нашло деньги для оплаты, «За РУМО расплатились их контрагенты: предприятия, которые арендуют площади на заводе. Пока текущая оплата производится», — подтвердил „Ъ“ заместитель гендиректора «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» по реализации газа Юрий Бестаев. По его словам, с РУМО постоянно проводятся переговоры и выработана рабочая схема по оплате энергорерсурсов за счет продажи площадей завода сторонним организациям. «Как показала ситуация, внутренние ресурсы у РУМО есть. Весь вопрос в том, как этот должник будет вести себя в дальнейшем. Если предприятие будет жадничать и не платить за текущие поставки, мы снова будем вынуждены прибегнуть к ограничению подачи газа. Но пока мы находим общий язык», — заключил Юрий Бестаев.
Комментируя готовность РУМО к участию в крупных тендерах «Газпрома» на реконструкцию ПХГ, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач говорит, что сейчас порядка 90% закупок монополии обеспечивают отечественные поставщики и она продолжает интенсивно развивать систему закупок: «У „Газпрома“ есть политическая директива при прочих равных отдавать предпочтение российским производителям». Что касается Глебовской станции ПХГ, то она, напоминает эксперт, принадлежит крымскому госпредприятию «Черноморнефтегаз», которое сейчас заинтересовано в расширении возможностей ПХГ, чтобы улучшить безопасность хранения. Шансы РУМО получить контракты, по словам аналитика, зависят от соответствие его продукции требованиям качества и безопасности и ее конкурентоспособности по цене.