Хабаровск притормозил на газу
Развитию газомоторного транспорта недостало тяги
Бюджет Хабаровска не в состоянии обеспечить закупку пассажирских автобусов на газовой тяге, что является стартовым условием для строительства в Хабаровском крае газовых заправок, признал мэр города Александр Соколов. Краевые власти утверждают, что муниципалитет уже просил средства на это из регионального бюджета, но край не имеет для помощи ни финансов, ни полномочий. Предприниматели отмечают, что и они не готовы пока использовать газомоторный транспорт из-за неочевидных выгод и невозможности обновлять даже имеющийся парк.
Развитие муниципального газового транспорта в Хабаровском крае, о чем в начале прошлого года договорились «Газпром» и власти региона, застопорилось из-за отсутствия транспортных средств, работающих на голубом топливе. Об этом заявил мэр Хабаровска Александр Соколов. Напомним, в апреле 2014 года ООО «Газпром газомоторное топливо» и правительство края подписали соглашение о сотрудничестве в развитии газомоторного транспорта. О готовности использовать газовое топливо для пассажирских перевозок заявила мэрия Хабаровска. От нее требовались гарантии того, что ко времени завершения строительства мэрия будет располагать не менее 80 работающими на природном газе автобусами на одну газозаправочную станцию. Александр Соколов во вторник признал, что пока город не имеет возможности обновлять даже имеющийся парк транспортных МУПов. По его слова, бюджет города сам не потянет программу перевода на газ муниципалов. «Конечно же, она не забыта и будет продолжаться. Но почему бы бизнесу не начать этим заниматься?»— предложил мэр.
Вопрос развития газового транспорта был поднят на совещании в правительстве Хабаровского края в конце прошлого года. По словам председателя комитета по развитию ТЭК Анатолия Шатаева, проектом предполагается строительство шести АГНС от Комсомольска-на-Амуре до Бикина, пилотный проект должен быть реализован в городе Хабаровске. «Самое главное условие — построить АГНС в Хабаровске, чтобы иметь 70-80 автомобилей, которые работают на газе. Под это стали искать участок, самый первый вариант — на базе МУП ХПАТП-1, но площадка требуется большая. Таких объемов город нам не смог найти»,— рассказал он.
Теперь предполагается отказаться от площадки на базе автобусного парка и построить АГНС на землях минобороны. По словам Анатолия Шатаева, «вполне понятно, почему реализация программы сдвигается» — ключевым является вопрос обеспечения подвижным составом. И в первую очередь это должен быть муниципальный транспорт, «в денежном выражении приличные суммы, где-то полмиллиарда, их сложно найти». «Но программа остается актуальной, и в 2015 году первая АГНС, я думаю, будет построена»,— заявил чиновник. По его словам, пионером во внедрении газомоторного транспорта является Комсомольск-на-Амуре. В пресс-службе администрации Комсомольска-на-Амуре „Ъ“ сообщили, что в городе действуют две частных газовых заправки.
Первый зампред краевого правительства по экономике Александр Левинталь считает, что пока «телега впереди лошади бежит». «Частного транспорта нет, а город Хабаровск не в состоянии в 2014 году был изыскать средства на покупку муниципального, хотя это их функция. В течение 2015-2016 года будет решаться вопрос строительства, выделяется несколько площадок. Под это синхронизированно город должен решить вопрос о закупке автобусов. Они, правда, обращаются в край за помощью... Хотя не компетенция края покупать автобусы для города Хабаровска. Но будем рассматривать разные схемы, думаю, с 2016 года будут построены газозаправочные станции, а за 2015 год нужно решить вопрос с покупкой автобусов»,— заявил первый зампред.
Как заявила „Ъ“ председатель правления НП «Ассоциация пассажирских перевозчиков города Хабаровска» Светлана Тремасова, частный бизнес пока не готов закупать газовые пассажирские автобусы. «Во-первых, большинство предпринимателей и без того в тяжелом положении, расходы на содержание парка растут, мы и имеющийся не можем обновить. Во-вторых, в России не производятся автобусы с газовыми двигателями, и для перевода на новое топливо просто приспосабливаются стоящие на них моторы, а это дополнительные расходы. В-третьих, нет ни одного сервисно-ремонтного центра, и как мы будем эксплуатировать эти автобусы? Да и экономика газомоторного транспорта не до конца понятна»,— говорит она.