От каждого по суперспособностям

Игорь Гулин о самых остроумных случаях советского присутствия в комиксах

В издательстве «Азбука» вышел русский перевод комикса Марка Миллара «Супермен: Красный сын» — наверное, самой забавной попытки переписать историю главного супергероя. Weekend вспомнил еще семь комиксов, использующих эстетику и концепты холодной войны на неожиданный лад


Супермен во главе Советского Союза

Конец 30-х годов, на землю падает космический корабль. В нем — младенец, который вскоре станет самым могущественным человеком на планете, непобедимым героем, охраняющим мировой порядок. Отличие от канонической истории в следующем: корабль падает на территории украинского колхоза, Супермен вырастает борцом за коммунизм, становится главным оружием Советского Союза в холодной войне, правой рукой Сталина, а затем — его преемником. Он строит идеальное общество во всем мире, перепрограммирует несогласных в послушных роботов и насаждает благоденствие стальной рукой. Единственный анклав хаоса — уверенно загнивающая Америка, руководимая бизнесменом Лютером, навсегда обиженным на то, что пришелец как-то обыграл его в шахматы. Подобным же странным образом в комиксе Миллара задействованы все обязательные персонажи суперменовского мифа. Скажем, Бэтмен здесь диссидент-анархист, безуспешно пытающийся выстроить в тоталитарной Москве подпольную террористическую сеть.

Работы Марка Миллара, автора, среди прочего, комикса "Пипец", замечательны прежде всего жанровой иронией. Вышедший в 2003 году "Красный сын", конечно, очень гиковская вещь, отсылающая ко всей истории комиксов о Супермене. Русского читателя игры с каноном могут немного озадачить (хотя в издании есть комментарии). И тем не менее это очень смешно. Бэтмен в ушанке борется с культом личности, Сталин танцует с Амазонками, инопланетянин Брэйниак просчитывает плановую экономику. Миллар не просто советизирует Супермена, он переворачивает с ног на голову весь строй комиксов времен холодной войны — прежде всего 1950-х, когда борьба с красной угрозой была одним из главных занятий супергероев.

"Супермен: Красный сын" (Superman: Red Son, 2003)


Киловог на службе у Горбачева

В 1986 году, на самом исходе холодной войны, в комиксах про Зеленого фонаря появилась совершенно прекрасная история. Приятель Зеленого фонаря, бегемотовидный инопланетянин Киловог, добродушный, но плохо разбирающийся в политике, соблазнился коммунистической пропагандой и отправился в Советский Союз помогать Горбачеву создавать армию суперсолдат. Другие супергерои летят за ним, ужасаются очередям в гастрономе, выспрашивают генсека, куда делся академик Сахаров, и предотвращают атомный удар по Америке. Среди участников миссии — говорящий бобер.

"Корпус Зеленых фонарей: Красный фонарь" (Green Lantern Corps. Red Lantern, 1987)


KGBeast & NKVDemon

У Бэтмена был и собственный красный враг с прекрасным прозвищем КГБист (в смысле KGBeast — зверь). Обладающий нечеловеческой силой шпион с автоматом вместо правой руки появился в Готэме в 1988 году с целью убить самого президента Рейгана, был замурован Бэтменом в канализации, но выбрался и продолжил подрывную деятельность. КГБист был осколком закончившегося противостояния, советские спецслужбы его уже не контролировали, и борьба злодея с капитализмом была вполне отчаянным предприятием. Позже обзавелся помощником по прозвищу НКВДемон.

"Бэтмен: 10 ночей зверя" (Batman: Ten Nights Of The Beast, 1988)


Наташа Романофф против супергероев

Во вселенной Marvel советских героев тоже множество, но самый замечательный — Черная вдова, Наташа Романофф (в фильмах про "Мстителей" ее играет Скарлетт Йоханссон). Девушка из Сталинграда, потомок русских царей, бывшая балерина, завербованная КГБ, супершпион, фам фаталь, постоянно предающая всех и все же обладающая верным сердцем. Наташа была злейшим врагом, а потом — соратником половины марвеловских супергероев, а кое для кого из них — трагической возлюбленной. Вдова довольно быстро перешла на сторону добра, но темное прошлое ее, разумеется, не оставляло. Этот комикс 1990 года — еще один эпилог к холодной войне в мире Мстителей. Наташа возвращается в Москву, находит и теряет старую любовь, разбирается с последними подонками в КГБ, а через некоторое время решает завязать с подвигами и вернуться к карьере в балете. (Этого, разумеется, не происходит, но история все равно очень трогательная.)

"Черная вдова: Самая холодная война" (The Black Widow: The Coldest War, 1990)


URRS

Красивый, хотя и не слишком умный комикс Кристиана Госсета примечателен тем, что действие тут полностью разворачивается в Советском Союзе. Точнее — в выдуманной державе URRS (United Republics Of Red Star), великой стране воинов и магов. "Красная звезда" — дизель-панк-фэнтези с девами в форме, сокрушительными заклинаниями и пронзительными монологами про родину. Госсет берет для зачина своего несуразного эпоса совсем не очевидный материал — войну в Афганистане (в комиксе — волшебная земля Ал'стаан). Перестройки за поражением, впрочем, не последовало — Государство Красной Звезды готовится к новой войне.

"Красная звезда" (The Red Star, 1999-2009)


Варвара против Хеллбоя

Один из главных злодеев в комиксах Майкла Миньолы про Хеллбоя — Григорий Распутин, но русское присутствие этим в них не ограничивается. В приквеле к основной истории действие происходит в послевоенном Берлине, наполненном вампирами. Американские и советские паранормальные спецслужбы вынуждены действовать сообща. Последними руководит ангелического вида девочка Варвара. Она пьет водку из кукольных чашечек, прозревает темные уголки чужих сердец и на самом деле является древним монгольским демоном. Когда-то Петр I вызвал ее ради победы в Нарвской битве, но чудовище полюбило русский народ и решило остаться помогать. Один из самых очаровательно-жутких советских персонажей в американских комиксах.

"БПРД: 1946" (BPRD: 1946, 2008)


Октябриана

Напоследок — прекрасный фетишистский курьез. Октябриана — пышная красотка с красной звездой во лбу, сражающаяся за правду в мире коммунистической лжи и ядерной угрозы. Ее придумали участники киевской диссидентской группы "Прогрессивная политическая порнография", издававшей самиздатский журнал "Мцыри". Такова версия, описанная в вышедшей в 1971 году в Англии книге "Октябриана и русский андерграунд" Петра Садецкого. Естественно, это легенда, но и сам Садецкий героиню не выдумал, а украл у знакомых чешских художников. Вокруг советской воительницы сложился небольшой культ, среди адептов которого был, например, Дэвид Боуи. При этом, будучи якобы плодом творчества анархистской группы, Октябриана оказалась вне законов копирайта. С 70-х и до сих пор она появляется в разного рода довольно маргинальных комиксах эротическим осколком фантазии о прекрасном враге.

"Октябриана и русский андерграунд" (Octiabriana And The Russian Underground, 1971)


Вся лента