Правила игры
списывает со счета руководитель группы фондового рынка Иван Кузнецов
Нынешний кризис финансовая система переносит довольно бодро. И даже декабрьское валютное обострение вызвало проблемы пока у считаных игроков. Единственное, что рухнуло тогда, а значит, обязательно рухнет снова,— весь онлайн, все сервисы удаленного доступа к финансовым услугам и публичной информации. Выключился онлайн-банкинг даже крупных банков, конверсионные операции, наиболее интересовавшие клиентов в тот момент, оказались временно недоступными. И даже просто сайты работали с перебоями. Конечно, во всем виноват наплыв пользователей. Вот и на полегший сайт Московской биржи за один день пришло больше миллиона посетителей вместо обычных 200 тысяч. Как будто сервисы у нас делаются для того, чтобы ими пользовались, а не для того, чтобы они были.
Но дистанционные сервисы и без всякого кризиса работают плохо. Срок зачисления средств на счет в Сбербанке по "мгновенному" онлайн-переводу из Райффайзенбанка — 48 часов. Загадочное славянское мгновение. А директор управления платежей и переводов Сбербанка Игорь Мамонтов вчера заявил: "Надежность и стабильность IT-систем Сбербанка обеспечивают безопасность и удобство безналичных платежей наших клиентов". И я понял, что прекрасная реальность где-то совсем рядом со мной. Мне 17 ноября Сбербанк онлайн не провел перевод из-за "дисконнекта", списал при этом деньги со счета и уверил через колл-центр, что через месяц деньги на счет вернутся автоматически. Возможно, имелись в виду 30 рабочих дней, но и этот срок истек 26 декабря, а на вчерашний день ничего не изменилось.
За год число платежей через удаленные каналы Сбербанка выросло на 27%, доложил вчера господин Мамонтов. И правда, ради того чтобы не посещать бело-зеленые офисы, можно и онлайн-банк завести. И он будет вам исправно служить несколько лет. Но когда-нибудь обязательно случится сбой, а для решения вопроса — пройдемте в отделение.
И вот он, заветный допофис. Никогда бы не подумал, что последствия отключения российских банков от Запада будут столь наглядными. Еще весной здесь все было нормально, и вот — сломанный терминал электронной очереди. Живая начинается от двери. Потоками пытается дирижировать потрепанный юноша без беджа. Старшая по цеху — она одна, а нас много. Все эти "добрый день" и "чем я могу вам помочь", видимо, тоже под санкциями. На то, чтобы получить слепую ксерокопию бланка заявления, у меня ушло 25 минут. Заполнение заявления требует информации в таком объеме, ("время проведения операции" с минутами и т. п.), что бланк пришлось забрать с собой. Приду еще раз. Я вот только думаю, во что же может превратиться сервис международных платежных систем после того, как они заработают через Национальную систему платежных карт?