Пришлась не по курсу
Ксению Юдаеву в вопросах денежно-кредитной политики усилит Дмитрий Тулин
Первый зампред Банка России Ксения Юдаева передаст полномочия по регулированию денежно-кредитной политики (ДКП) еще одному первому зампреду ЦБ. Им станет Дмитрий Тулин, работавший на Неглинной и в 1978-м, и в 2006 годах. Напарника госпожа Юдаева, которой предстоит разработка стратегии и аналитическая работа, получила после обсуждения промежуточных итогов валютного кризиса.
Последние кадровые решения в ЦБ обнародовала вчера на Гайдаровском форуме сама Ксения Юдаева. "Мы приняли одно структурное решение в Центральном банке. У нас будут немножко перераспределены функции. Я хочу сосредоточиться на вопросах стратегии, а вопросы денежно-кредитной политики и рефинансирования перейдут к Дмитрию Тулину",— сообщила она. "Мне было сделано предложение вернуться в ЦБ в должности первого зампреда, и я его принял",— заявил "Ъ" Дмитрий Тулин. По его словам, работать он будет совместно с Ксенией Юдаевой: "не вместо, а в дополнение", к работе приступит в 20-х числах января.
Пост первого зампреда госпожа Юдаева сохраняет. В круг ее задач войдут поддержание финансовой стабильности, анализ и прогнозирование развития экономики и международных отношений. "Этими действиями регулятор усилит направление собственных исследований и статистики",— прокомментировала усиление кадров глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Оглашенные кадровые решения — перевод с практической на аналитическую работу — участники рынка однозначно расценили как радикальное ослабление позиций госпожи Юдаевой. "Если не сказать больше",— оговаривается один из собеседников "Ъ".
Собеседники "Ъ" в правительстве констатируют: ЦБ не обсуждал реформы в собственном менеджменте как раз в разгар валютного кризиса с Белым домом, решение принималось им или самостоятельно, или в Кремле. По данным "Ъ", атаки на политику Ксении Юдаевой, сменившей на посту в ЦБ нынешнего министра экономики Алексея Улюкаева, с октября 2014 года предпринимались в приемных президентской администрации (АП) консервативно настроенными экономистами из круга Российской академии наук. В частности, оспаривалась идея ЦБ ускорения перехода на плавающий курс.
Но до последнего времени президент Владимир Путин, знающий госпожу Юдаеву по работе в экспертном управлении АП под руководством госпожи Набиуллиной, эту активность игнорировал, ссылаясь на независимость ЦБ. На рынке решения Ксении Юдаевой как руководителя блока денежно-кредитной политики (как и всего совета директоров ЦБ) критиковались некоторыми специалистами как, возможно, недостаточно оперативные. Большая часть экономического сообщества России была склонна объявлять предлагаемый курс ДКП сверхжестким и "взятым из учебника", не учитывающим всю сложность и многогранность российских финансов.
В любом случае решение является кризисным, этого не скрывала госпожа Набиуллина. "Дмитрий Владиславович глубоко понимает функционирование финансового сектора, механизмы денежно-кредитной политики. И я могу охарактеризовать его как человека, исключительно ответственно относящегося к своему делу. Думаю, это оптимальное сочетание качеств для работы в нынешних непростых и быстро меняющихся условиях",— заключила госпожа Набиуллина. "Ксения прекрасный человек и отличный специалист, но в кризис да еще на столь ответственном направлении нужен богатый практический опыт, непоколебимая репутация, признание рынком и контакт с ним",— указывают сразу несколько банкиров. Еще один собеседник "Ъ" добавляет: кризис — не только финансовый, но и политический — в структурах финансовой власти. Отметим, в силу слабого знакомства с академическими стандартами характер полемики, в которую в 2014 году вступала Ксения Юдаева в вопросах ДКП с менеджментом Минфина и Минэкономики, вряд ли мог уверенно определяться Кремлем и Белым домом как чисто научный спор.
Наиболее жестким из возможных непосредственно для главы ЦБ (а Ксения Юдаева, безусловно, является частью команды госпожи Набиуллиной) принятое кадровое решение все же не было. "В радикальном варианте первым зампредом по ДКП сделали бы Сергея Швецова, до смены главы ЦБ курировавшего там направление денежно-кредитной политики в ранге зампреда, а потом занявшего пост главы службы Банка России по финрынкам,— рассуждает один из собеседников "Ъ".— Он имеет очень высокий авторитет на рынке, что способствовало бы выправлению ситуации, но могло бы ослабить позиции самого главы ЦБ". Такое мнение не единично.
"Еще один вариант возврата доверия на рынок и стабилизации ситуации — пригласить Константина Корищенко, также обладающего высоким авторитетом и богатым опытом, как рыночным, так и регулятивным, однако наличие в его послужном списке помимо топовых позиций в ЦБ, ММВБ, рыночных структурах еще и руководства советом директоров обанкротившегося Инвестбанка делает эту идею нереализуемой",— говорит один из источников "Ъ".
С учетом всех этих обстоятельств Дмитрий Тулин, сейчас работающий профессором Российской академии предпринимательства,— оптимальная кандидатура, уверены банкиры. Слишком серьезных потрясений рынку сейчас не нужно, но ситуация однозначно требовала вмешательства, рассуждает топ-менеджер одного из банков. "Дмитрий Владиславович — очень опытный, высокопрофессиональный, уважаемый и в хорошем смысле слова авторитетный человек. Его назначение в ЦБ — очень хорошая новость для рынка, это будет способствовать нормализации ситуации, а она сейчас очень и очень непростая",— оценил назначение предправления Юникредитбанка Михаил Алексеев. "Я считаю Дмитрия Тулина приобретением для команды ЦБ. Он прошел два кризиса, руководил банком, много лет проработал в ЦБ. Я очень высокого мнения о нем. Он один из самых высокопрофессиональных людей на рынке, причем как в надзоре, так и в денежно-кредитной политике. Его личные качества — исключительная порядочность и прозрачность, в чем я мог убедиться в последние годы во время работы Дмитрия Тулина в набсовете Сбербанка",— заявил "Ъ" глава Сбербанка Герман Греф.
Многие участники банковского рынка помнят господина Тулина по предыдущему опыту работы в ЦБ и в сфере финрынков, в области банковского надзора. Карьеру господин Тулин начал еще в Госбанке СССР в 1978 году, дослужился до поста члена правления, после распада Советского Союза в 1991 году продолжил (до 1994 года) деятельность уже в ранге зампреда в Банке России. В этот этап работы в ЦБ господин Тулин курировал операции на рынках ценных бумаг, валютные операции и пр. "У Дмитрия огромный бэкграунд в области операций на финрынке, он непосредственно участвовал в его создании в России и в разработке соответствующего законодательства и тему управления ликвидностью, одну из наиболее актуальных сейчас для рынка, знает очень хорошо",— рассуждает один из банкиров. Возвращение Дмитрия Тулина в ЦБ случилось в 2004 году. По 2006 год в Банке России он также занимал должность зампреда, но курировал уже направление надзора за банками, значительно усовершенствовавшееся в тот период формирования системы страхования вкладов.
Сочетание разного опыта — большой плюс, считают участники рынка, это позволит достичь баланса между разными направлениями деятельности Банка России. Впрочем, для рынка сейчас колебания нефтяной конъюнктуры — настолько сильный фактор, что реакцию игроков на перераспределение полномочий в Банке России определить невозможно.