«Ак барс аэро» переждет нелетную погоду
Авиакомпания отказалась от сертификата эксплуатанта
Росавиация по заявлению авиакомпании «Ак барс аэро» приостановила действие ее сертификата эксплуатанта. В компании планируют возобновить авиаперевозки в течение трех месяцев, надеясь за это время поправить экономическое положение и дождаться завершения сезонного спада пассажиропотока. Не исключено, что с целью финансового оздоровления компания пойдет на интеграцию с другими предприятиями, которые пока не называются.
Росавиация приостановила с 13 января сертификат эксплуатанта авиакомпании «Ак барс аэро» (АБА) по заявлению ее генерального директора Петра Трубаева «в связи с ухудшением основных производственных показателей, нестабильным финансовым положением». «Повышение курса иностранной валюты вызвало серьезные осложнения в обслуживании лизинговых платежей за воздушные суда, удорожание технического обслуживания и страхования самолетов, повышение стоимости подготовки летного состава в зарубежных авиационных учебных центрах. Кроме того, усилилось давление со стороны кредиторов», — объяснила авиакомпания на своем сайте причины ухода с рынка авиаперевозок. В АБА суммы убытков не называют, но отмечают, что они возникли в первую очередь в связи с тем, что пассажиропоток сократился более чем на 10%.
В 2013 году АБА перевезла 387,9 тыс. человек, что на 0,5% больше, чем в предыдущем году (на авиакомпанию пришлось 0,52% всех перевозок гражданской авиации). Выручка составила 3,5 млрд руб., чистая прибыль — 4,7 млн руб. На начало 2014 года кредиторская задолженность компании превышала 5,3 млрд руб. АБА была создана в 2010 году на базе ОАО «Бугульминское авиапредприятие». Компания принадлежит холдингу «Ак барс».
Напомним, до конца 2013 года «Ак барс аэро» занималось преимущественно бизнес-перевозками (сейчас это направление передано ООО «Авиасервис», контролируемому правительством Татарстана) и техническим обслуживанием судов. После ухода с рынка авиакомпании «Татарстан», у которой после крушения Boeing в казанском аэропорту (17 ноября 2013 года) был отозван сертификат эксплуатанта, АБА получила большинство рейсов АК «Татарстан». Зимнее расписание авиакомпании на 2014 год предусматривало 70 направлений между 23 городами России и зарубежья, в том числе Казань, Нижнекамск, Бугульма, Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Симферополь, Сочи, Прага. Так же вместо АК «Татарстан» АБА стала главным перевозчиком в Приволжском федеральном округе, получив около 60% рейсов, субсидируемых из федерального и регионального бюджетов (в рамках постановления правительства РФ от 17 декабря 2013 года №1168). По этим направлениям АБА в этом году получила свыше 360 млн руб. доходов, обслужив около 50 тыс. пассажиров.
Как писал „Ъ“ 13 января, региональные перевозки в ПФО АБА прекратила еще с 1 января. В компании говорят, что сейчас «завершают процесс временной передачи полномочий по субсидируемым маршрутам в ПФО авиаперевозчиками-партнерами по данным федеральным программам». Речь идет о «Авиа менеджмент групп» (авиатакси Dexter) и ГУП «Аэропорт Оренбург» (учредитель АК «Оренбуржье»).
В АБА „Ъ“ сказали, что планируют восстановить сертификат эксплуатанта в течение трех месяцев, надеясь за это время поправить финансовое положение и дождаться завершения сезонного спада пассажиропотока. В связи с приостановкой деятельности компания планирует отправить в отпуск или уволить основную часть персонала (всего в компании работает около 600 человек), а также передать в аренду или в лизинг авиапарк, в частности, 15 Сessna-208B Grand Caravan и 15 Bombardier CRJ-200. Как рассказала „Ъ“ представитель АБА Ильгиза Насибуллина, компания сейчас рассматривает около 10 вариантов финансового оздоровления. «Не исключена интеграция с другими предприятиями», — отметила госпожа Насибуллина, не назвав потенциальных партнеров. При этом она добавила, что создание нового юридического лица не предполагается.