Гайдаровский форум вернулся к нефти

Эксперты подсчитали потери и выгоды от снижения мировых цен на энергоресурс

Второй день Гайдаровского форума открылся обсуждением ситуации в российском нефтегазовом секторе. Эксперты сошлись во мнении, что повлиять на мировые цены Россия не может, а снижение поступлений от нефтяных пошлин затруднит стимулирование разработки нетрадиционных месторождений, с другой стороны, сложившаяся ситуация «удешевит» для экономики осуществление налогового маневра в отрасли.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Падение мировых цен на нефть приведет к снижению подушевого ВВП по паритету покупательской способности в текущем году примерно на $2 тыс. — такую оценку привел Георгий Идрисов, глава Центра исследований отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС, на панельной дискуссии, посвященной состоянию российского нефтегазового комплекса. Учитывая, что России не может повлиять на уровень мировых цен, основной задачей отрасли в нынешнем году останется повышение эффективности работы, предупредил эксперт. По словам главного экономиста по региону СНГ BP Владимира Дребенцова, не стоит ожидать и быстрого восстановления цен: «Как только цена на нефть начнет расти, сланцевая нефть вернется на рынок».

Большая часть обсуждения, впрочем, была посвящена не новым рискам для отрасли, а вопросам налогообложения и стимулирования нетрадиционной добычи. Так, глава Vygon Consulting Григорий Выгон напомнил, что бум сланцевой добычи в США, осуществленный преимущественно небольшими добывающими компаниями, был поддержан, в частности, за счет налогового вычета по расходам на бурение. По оценке Минфина, однако, реформа в добывающем секторе «должна быть универсальной» и не должна создавать риски для бюджетной системы, заявил руководитель департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин, отметив, что стратегическое решение о мерах поддержки еще не принято, «ответ на санкции лежит не в налоговой области».

Не менее актуальным оказалось и обсуждение нефтепереработки. По прогнозу Минэнерго ее объем будет сокращаться до 2025 года по мере снижения субсидирования: за счет пониженных внутренних цен на нефть чистая поддержка переработки составляла 2% ВВП, оценил Георгий Идрисов из РАНХиГС. Впрочем, в условиях падающих цен на нефть стоимость проведения налогового маневра (снижение экспортных пошлин при одновременном повышении ставок НДПИ) для экономики в целом будет минимальна, заключил эксперт.

Ксения Ильинская


Почему дешевая нефть играет против правил

Сохранение в 2015 году нефтяных цен на уровне $50 за баррель лишит федеральный бюджет пятой части его доходов — 3 трлн из 15 трлн руб., сообщил на Гайдаровском форуме глава Минфина Антон Силуанов. Ведомство рассчитывает удержать дефицит бюджета-2015 в пределах 2-3% за счет урезания уже утвержденных расходов и использования денег Резервного фонда. Читайте подробнее

Почему рубль и нефть не станут прежними

Инвестбанкиры не радуют прогнозами: по оценке аналитиков из Goldman Sachs, курс рубля в 2015 году составит 69 руб./$1, нефть марки Brent понизится до $50,4 за баррель. Тем временем саудовский принц аль-Валид бен Таляль утверждает, что стоимость нефти больше не достигнет отметки в $100. В целом российскую экономику в текущем году ждет рост инфляции до 13,7%, уверены в Morgan Stanley. Читайте подробнее

Вся лента