Владимир Якунин пригрозил уходом из РЖД из-за требования раскрыть свои доходы
Президент госкомпании назвал публикацию данных о заработке и имуществе «неправомерным вмешательством в личную жизнь»
Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин назвал «неправомерным вмешательством в личную жизнь» требование раскрывать информацию об имуществе и доходах, поскольку и так зарабатывает «столько, сколько позволяет государство». Обязанность для руководства ряда госкомпаний, в том числе РЖД и ОАО «НК “Роснефть”», отчитываться об имущественном положении утвердило в декабре 2014 года правительство Дмитрия Медведева. Владимир Якунин заявил, что у него есть два варианта — либо «подчиниться и продолжить выполнять свою функцию», либо написать заявление и уйти в частный бизнес.
«Моя позиция, и я эту позицию неоднократно докладывал: это (требование публиковать сведения о доходах и имущества как себя, так и ближайших родственников.— “Ъ”) неправомерное вмешательство в мою личную жизнь, в мои личные обстоятельства, в мою личную информацию,— заявил Владимир Якунин в интервью телеканалу “Россия 24”.— Если государство принимает такое решение, то у меня есть два варианта — либо я подчиняюсь и продолжаю выполнять свои функции, либо я говорю: нет, меня это не устраивает, пишу заявление, извиняюсь и ухожу в частный бизнес».
Как сообщал “Ъ” 23 декабря 2014 года, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, которым обязал ряд госкомпаний, включая РЖД, публиковать сведения об имуществе, доходах и крупных расходах топ-менеджеров. Ранее РЖД, равно как «Газпром» и «Роснефть», такую информацию не публиковали.
7 августа 2014 года Владимир Якунин уже сообщал в своем блоге, что обязан отчитываться перед госорганами, но обнародовать декларации — это перебор. Раскрытия информации о заработке президента «Роснефти» Игоря Сечина и господина Якунина добивался оппозиционер Алексей Навальный. В опубликованных им 27 августа прошлого года ответах Генпрокуратуры на запрос Партии прогресса было подчеркнуто, что решение о размещении в интернете соответствующих сведений принимается правительством.
Незадолго до утверждения окончательной версии постановления Белого дома вопрос о заработке главы «Роснефти» был поднят на пресс-конференции Владимира Путина 18 декабря 2014 года: корреспондент Znak.com Екатерина Винокурова поинтересовалась у президента, «какая годовая зарплата у Игоря Ивановича Сечина», и получила ответ: «Зарплату Сечина не знаю». Но господин Путин знает, что «сотрудники крупных наших компаний, конечно, получают очень солидные деньги», объясняя это тем, что уровень зарплаты топ-менеджеров должен быть сравним с тем, что «их коллеги в таких же корпорациях в мире получают»: «Потому что сегодня там Сечин может работать, завтра, может быть, мы пригласим какого-то иностранного специалиста». При этом он отметил, что «нужно элементы социальной справедливости соблюдать».
«Мне абсолютно все равно, если государство настаивает на этом — мне скрывать нечего. Моя зарплата устанавливается не мной, она установлена советом директоров, бюджет РЖД утверждается правительством. Но я терпеть не могу, когда копаются в чужом белье,— заявил “России 24” Владимир Якунин.— Мы естественная монополия, живем на основании тех решений, которые приняты в государстве, соответственно, зарабатываем ровно столько, сколько нам позволяет государство». При этом господин Якунин выразил недоумение, почему закон о защите частной информации в отношении его и его семьи не работает. Если цель раскрытия данных в том, чтобы «показать, что государство все контролирует», то «оно и так все контролирует», отметил он.
Как от госкомпаний потребовали раскрыть доходы
В декабре 2014 года Белый дом обязал 65 госкомпаний публиковать сведения о доходах и имуществе топ-менеджеров на своих официальных сайтах. Сейчас эта информация предоставляется в налоговые органы и правительству, которое и будет обеспечивать ее «обнародование». Значительная часть госкомпаний и так публикует декларации о доходах своих руководителей — за исключением «Роснефти», «Газпрома» и РЖД. Читайте подробнее