Нерядовое преступление
Убийство в Гюмри испытывает на прочность российско-армянские отношения
В Армении вчера весь день проходили акции протеста в связи с убийством в городе Гюмри военнослужащим российской 102-й базы Валерием Пермяковым семьи Аветисян. Участники шествия к зданию генконсульства РФ в Гюмри требовали передачи его дела под юрисдикцию Армении. Посол РФ в Армении Иван Волынкин призвал не разжигать "политический огонь", пообещав "адекватное наказание преступника". "Не политизировать ситуацию" призывают и собеседники "Ъ" в Ереване, заверяя: люди требуют справедливости, а не выступают против России.
Масштабная акция с требованиями передать дело Валерия Пермякова под юрисдикцию Армении прошла у резиденции президента в Ереване. Перед началом акции ее участники почтили память убитой семьи — похороны прошли вчера.
"Мы требуем, чтобы предварительное следствие и судебный процесс прошли здесь и чтобы Пермяков отбывал наказание в Армении. Прокурор говорит, что это непринципиальный вопрос, но всех волнует, где преступник будет отбывать срок,— заявил с трибуны организатор акции Давид Манукян. И тут же добавил: — Мы ничего не имеем против русского народа".
С аналогичными требованиями несколько десятков активистов позднее собрались у посольства РФ в Ереване. Акция проходила под усиленным контролем полицейских, которые пресекли попытку сжечь российский флаг.
"Люди вышли на улицу не против России, они просто требуют справедливости и хотят получить ответы на свои вопросы,— заявил "Ъ" президент организации "Русско-армянское содружество" Юрий Навоян.— Произошла трагедия, и вот уже несколько дней от прокурора нет ни одного внятного комментария о том, что предприняли власти Армении. Как только появится нужная информация, ситуация тут же успокоится".
К вечеру в Гюмри акция протеста у здания российского генконсульства переросла в столкновения. Полицейские применили спецсредства для разгона демонстрантов, попытавшихся прорваться к зданию. В сотрудников правоохранительных органов, защищенных щитами и шлемами, полетели камни. 12 человек, в том числе трое полицейских, были доставлены в больницу. А за несколько часов до этого криками "Позор!" толпа провожала генпрокурора Геворка Костаняна. Демонстрантов не удовлетворили его обещания, что суд пройдет на территории Армении.
К тому времени следователь расположенного в Гюмри 519-го военного следственного отдела СКР предъявил Валерию Пермякову обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц, а также малолетнего лица) и ст. 338 (дезертирство с оружием, вверенным по службе). После этого следствие обратилось с ходатайством об аресте рядового в гарнизонный военный суд, находящийся в Ереване, но доставлять туда обвиняемого не стали, а судья сам приехал в Гюмри. Выездное заседание суда прошло на территории военной базы. Местные адвокаты отказались защищать Пермякова, и ему был предоставлен адвокат по назначению, привезенный из другого региона. Рядовой арестован на два месяца: суд мотивировал это тем, что Пермяков обвиняется в преступлении, за которое предусмотрено наказание вплоть до пожизненного срока, тем более он уже пытался скрыться от органов предварительного следствия. В гарнизонном суде "Ъ" подтвердили факт ареста.
По закону дело Пермякова должно рассматриваться по существу не в гарнизонном суде, находящемся в Армении, а в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону. Но он, как и гарнизонный суд, может проводить выездные заседания по месту совершения преступления. В практике гарнизонного суда были случаи, когда дела в отношении военнослужащих, совершавших преступления против граждан Армении, он передавал в суды, расположенные в России. В мотивировочной части таких решений сообщалось, что, согласно российскому законодательству, гражданин РФ не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству. Этот запрет учитывает и норма УК РФ (ч. 1 ст. 13), в соответствии с которой граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Однако это не означает освобождение их от уголовной ответственности. За преступления, совершенные за границей, они подлежит уголовной ответственности по законам своей страны.
"Мы скорбим вместе с армянским народом, соболезнуем родным и близким погибших",— заявил вчера посол России в Армении Иван Волынкин. "Люди, конечно, вправе прийти сюда, выразить свои эмоции,— прокомментировал он акции у стен российских дипучреждений, добавив: — Думаю, что этот вопрос политизировать не нужно".
"Суть происходящего — конкретный трагический инцидент, который не должен затронуть отношения между нашими странами",— заявил "Ъ" президент Русско-армянского содружества Юрий Навоян. Он категорически не согласен с мнением, что митинги, проходившие в Ереване и Гюмри, носят антироссийский характер. "Такой постановкой вопроса мы и россиян, и армян ставим в неловкую ситуацию",— говорит он.
Директор Центра политических исследований Андрей Федоров убежден, что трагедия в Гюмри не приведет к расколу между Ереваном и Москвой. "Интеграция с Таможенным союзом и Евразийским экономическим союзом со временем позволит Армении решить многие внутренние проблемы,— говорит "Ъ" эксперт.— Серьезный конфликт с Москвой на фоне единичного трагического случая и таких глубоких интеграционных планов означал бы для Армении большой проигрыш". "Пока сохраняется напряженность между Москвой и Западом, в Армении могут обнаружиться силы, которые захотят воспользоваться сложившейся ситуацией,— говорит "Ъ" эксперт ПИР-Центра Вадим Козюлин.— Но я не стал бы усугублять серьезность ситуации. Сейчас главное — чтобы преступник понес наказание, а процесс был гласным".