"Большинство жителей Венеции к экологическим инициативам равнодушны"
Крупные круизные лайнеры вернутся в исторический центр Венеции. Региональный суд отменил действие запрета, который был введен в ноябре прошлого года. Согласно этим правилам, корабли водоизмещением более 96 тыс. тонн не имели права следовать по каналу Джудекка мимо площади Сан-Марко. А количество судов водоизмещением от 40 до 96 тыс. тонн в акватории Венеции сократили до пяти в день. Министерство транспорта Италии намерено оспорить решение суда. Подробности — у Альбины Хазеевой.
Присутствие "плавучих домов" в водах Венеции беспокоило местные власти и защитников окружающей среды уже давно. Вибрация и большие волны разрушают фундаменты зданий, а загрязнение от лайнеров уничтожает уникальную лагуну. К тому же неудачный маневр или поломка таких судов могут в одночасье превратить город-сказку в город-кошмар. После крушения Costa Concordia к такому риску в Италии не готовы. В Венеции появилось движение, которое так и называется — "Нет большим кораблям". Активисты провели сразу несколько демонстраций после того, как в порт начал заходить гигантский лайнер Divina водоизмещением более 139 тыс. тонн. Летом прошлого года против круизных судов выступили даже голливудские звезды. Петицию в защиту города подписали, в частности, Кейт Бланшетт и Майкл Дуглас. Правда, большинство жителей Венеции к экологическим инициативам равнодушны, заявила частный гид Симонета Риондато.
"Настоящих венецианцев осталось около 5 тысяч. Остальные все приезжие. Им без разницы. Люди, которые населяют Венецию, очень равнодушные к самому городу. Поэтому все, кто работают в туристическом бизнесе, им все равно, каким способом зарабатываются деньги, никого не интересует. Туристический бизнес, он туристический бизнес, и на этом стоит Венеция", — отметил Риондато.
Круизные корабли приносят экономике Венеции миллионы евро. По предварительным подсчетам, из-за запрета на движение крупных судов город может лишиться до трехсот тысяч туристов в год. Значительные потери понесет и пассажирский порт. Именно он и подал иск в административный суд Венето. В качестве одного из аргументов указывалось отсутствие альтернативного маршрута. Строительство порта вне Венецианской лагуны — пока находится только в планах местных властей. Хотя на крупных круизных компаниях действие этого закона пока не отразилось, отметил заместитель гендиректора компании "Атлантис Лайн Морские Круизы" Алексей Цыганов.
"В зимний период фактически из Венеции нет отправления круизных лайнеров. Вся круизная программа начинается с весны по осень в Венеции. Потому что это регион не самый теплый в Италии. Больше популярно зимой восточное средиземноморье, когда к Африке идут круизные корабли, заходят в Неаполь, в Италию", — пояснил Цыганов.
Известно, что Венеция тонет со скоростью примерно 5 мм в год. Для спасения "жемчужины Италии" более десяти лет назад началось строительство дамбы "Моисей". По задумке создателей, шлюзы оградят город от наступающей воды. Несколько дней назад стало известно, что завершить проект к 2017 году не удастся, сообщила собственный корреспондент "Коммерсантъ FM" в Италии Елена Пушкарская.
"Одной из причин такого промедления является огромный коррупционный скандал, который в прошлом году вскрылся. В нем были замешаны такие блистательные, как говорят в Италии, фигуры как бывший президент области Венето Джанкарло Галан. Это очень известная в Италии личность, в былые времена близкая к Берлускони. По этому поводу были арестованы масса предпринимателей, чиновников и даже мэр Венеции был какое-то время под арестом, но потом его быстро оправдали", — напоминает Пушкарская.
Выяснилось также, что разработчики проекта "Моисей" допустили серьезные просчеты. Плотину планировали использовать в тех случаях, когда уровень воды достигает 110 см. А площадь Сан-Марко затопляет уже на отметке 80 см. Для устранения ошибки необходимо еще около €100 млн.