Перевозчик досчитал убытки
СКППК подала новый иск к правительству Ростовской области
Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания подала к Ростовской области иск о компенсации более 111 млн руб. убытков, полученных в 2011 году. Это второй иск перевозчика к правительству региона. Арбитражное дело по первому иску в конце прошлого года было отправлено на новое рассмотрение. Теперь компания готовит заявление о компенсации убытков уже за 2012 год.
ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» подала к министерствам финансов и транспорта Ростовской области иск о взыскании 111,52 млн руб. Гендиректор СКППК Андрей Лесниченко уточнил „Ъ“, что речь идет о взыскании убытков, полученных от перевозок пассажиров по регулируемым тарифам (9 руб. за зону) в 2011 году. В арбитражном суде Ростовской области сообщили, что дело в производство пока не принято.
СКППК уже пыталась взыскать с донских министерств финансов и транспорта 355,6 млн руб. убытков от перевозки пассажиров за 2010 год. Истец утверждал, что, так как регулируемый тариф утвердило правительство региона, оно и должно возместить указанную в иске сумму. В доказательство СКППК представила данные аудиторской проверки, которую провела компания «Экаунтинг Менеджер».
Перевозчик выиграл процесс в двух инстанциях, но в ноябре 2014 года арбитражный суд Северо-Кавказского округа вернул дело на повторное рассмотрение в ростовский арбитраж, объяснив решение тем, что экономически обоснованный тариф не утверждался, а в перечне расходов перевозчика могут быть указаны статьи, не имеющие отношения к тарифному регулированию и правительству региона, а значит не подлежащие компенсации из бюджета.
Новое рассмотрение дела ростовский арбитраж начал в конце декабря 2014 года. «Было заседание, мы заявили ряд ходатайств, суд их принял, решение должно быть озвучено в конце января этого года»,— пояснил „Ъ“ господин Лесниченко, добавив, что компания не изменила позицию и продолжает настаивать на полной компенсации убытков из областного бюджета. По его словам, сейчас перевозчик собирается подавать аналогичный иск об убытках, полученных в 2012 году. Его детали Андрей Лесниченко не уточнил.
В Министерстве транспорта региона заявили, что считают иск перевозчика «не подлежащим удовлетворению». По данным ведомства, в 2011 году министерство выплатило СКППК 59,72 млн руб. субсидии на возмещение выпадающих доходов в связи с госрегулированием тарифа, которая была рассчитана с учетом разницы между экономически обоснованным тарифом и его предельной величиной. «СКППК определяет размер убытков исходя из отрицательного результата своей финансово-хозяйственной деятельности и не представляет доказательств заявляемых убытков — документов, подтверждающих произведенные компанией расходы, а обосновывает их только отчетом аудиторской организации, не допуская ответчиков к анализу исследованных аудиторами документов и сведений»,— говорится в официальном ответе Минтранса. Отчет аудиторов в министерстве не считают «достоверным доказательством», так как он «не соответствует нормативно-правовым актам, содержит арифметические и логические ошибки».
В официальном ответе „Ъ“ Министерство финансов Ростовской области сообщило, что исковое заявление СКППК и приложенные к нему документы изучаются «в целях формирования позиции по делу и подготовки мотивированного отзыва относительно заявленных требований».
ОАО СКППК создано на полигоне Северо-Кавказской железной дороги с участием в уставном капитале ОАО РЖД и Ростовской области. 26% акций контролирует ГУАП РО «Азовское дорожно-ремонтное строительное управление», 76% — РЖД. Компания перевозит пассажиров в семи субъектах РФ: Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания и Дагестане. По собственным данным, выручка по итогам 2013 года — 1 ,02 млрд руб., чистый убыток — 543,1 млн руб.
Сергей Радченко из адвокатского бюро «Юг» говорит, что процессуальная практика по подобным делам сложилась с 2003–2004 годах и в подавляющем большинстве случаев суд решает дело в пользу истца, но с учетом доводов ответчика суд может встать и на его сторону. «В случае иска, который был отправлен на повторное рассмотрение (о взыскании 355,6 млн руб.— „Ъ“), для истца есть риск отказа, так как теперь суд в первой инстанции будет пристальнее рассматривать факты, указанные в кассации»,— пояснил господин Радченко. Рассмотрение нового иска СКППК также может затянуться, полагает эксперт.
По собственным данным, с 2011 по 2013 годы СКППК потеряла на регулируемых перевозках в Ростовской области 436,7 млн руб. В прошлом году в бюджете региона на компенсацию перевозчику было предусмотрено 248 млн руб., эти средства должны покрыть убытки только за 2014 год. В 2011–2013 годах на субсидирование пригородных перевозок перечислялось примерно по 230 млн руб. ежегодно. В прошлом году в результате полученных убытков СКППК начала «приводить число электричек в регионах в соответствие с размерами субсидий местных бюджетов». На 2015 год в Ростовской области компания собиралась сохранить только 66 электричек, но в конце прошлого года донской Минтранс и перевозчик подписали новое соглашение, согласно которому в области будет ходить 111 пригородных поездов и рельсовых автобусов.