ЗАТО мы делаем ракеты
В Звездный могут вернуться части РВСН
В Пермском крае может быть восстановлен и включен в структуру Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) бывший военный объект в Бершети (ЗАТО Звездный) — пункт постоянной дислокации боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), оставленный военными в 2006 году. Интерес к заброшенному объекту у Минобороны РФ возник в прошлом году, когда президент РФ Путин отдал распоряжение о воссоздании в структуре РВСН ракетных поездов. Конкретного решения в отношении базы под Бершетью еще не принято. Если военные вернутся в Звездный, это поставит крест на привлечении крупного бизнеса в поселок, предупреждают эксперты.
Как стало известно „Ъ“, Минобороны России решило изучить состояние и пригодность к восстановлению и использованию одной из площадок бывшей войсковой части №54090 (Пермь-76), расположенной под Бершетью, ныне ЗАТО Звездный Пермского района. Речь идет о бывшем пункте постоянной дислокации (ППД) БЖРК «Молодец» 52-й ракетной дивизии, расформированной в 2002 году.
БЖРК 15П961 «Молодец» находился на боевом дежурстве с 1989 года. Каждый ракетный поезд приравнивался к ракетному полку и был замаскирован под гражданский железнодорожный состав из 12 вагонов. Помимо тепловозов, штабного вагона и вагонов обеспечения и охраны включал в себя три мобильные пусковые установки, размещенные в трех рефрижераторных вагонах и оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами мощностью 550 килотонн, с разделяющимися головными частями и дальностью полета 10 тыс. км. Ракетные поезда регулярно выезжали на маршруты боевого патрулирования на Транссибирскую и другие железнодорожные магистрали страны. Всего в конце 1990-х годов у РФ было 12 БЖРК, имевших пункты дислокации в Костромской, Пермской областях и в Красноярском крае.
В Пермской области, под Бершетью, дислоцировались четыре ракетных поезда 52-й ракетной дивизии, входившей в Оренбургскую ракетную армию. После подписания в 1993 году российско-американского договора о сокращении стратегических вооружений БЖРК были сняты с боевого дежурства, а на площадке под Бершетью какое-то время функционировала база №1328 хранения и перегрузки элементов ракетного комплекса. С 2002 по 2006 год на этой базе вывели из эксплуатации и демонтировали оборудование 12 БЖРК — выгрузили 36 ракет из железнодорожных мобильных пусковых установок и отправили их на утилизацию. После этого объект был оставлен военными, а инфраструктуру базы изрядно потрепали воры. Тем не менее в настоящее время в бывшем ППД сохранились железнодорожные пути, здания депо, ремонтные и технологические цеха и склады.
Как сообщил „Ъ“ источник, знакомый с ситуаций, интерес к заброшенному ППД БЖРК под Бершетью мог возникнуть у военных летом прошлого года, когда командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил в СМИ о работах по созданию ракетного поезда нового поколения. Решение об этом принял президент РФ Путин, решивший вернуть БЖРК в строй из-за его повышенной живучести и разветвленности железнодорожной сети страны. В связи с этим РВСН могут изучать всю бывшую инфраструктуру объектов, обеспечивавших боевое дежурство ракетных поездов, в том числе и объекта в Бершети. «Скорее всего, специалисты РВСН обследуют или уже обследовали ППД в Бершети, чтобы с учетом всех обстоятельств определиться, целесообразно ли восстанавливать объект в Пермском крае или дешевле и лучше использовать объекты в других регионах», — предположил источник. Учитывая, что пять новых российских БЖРК проекта «Баргузин» начнут поступать на вооружение в РВСН не ранее 2019 года, время для принятия решения относительно пермского объекта у Минобороны есть.
Глава ЗАТО Звездный Людмила Медведева сообщила „Ъ“, что военные к руководству ЗАТО официально не обращались: «Никакой официальной информации у нас нет». В группе информационного обеспечения РВСН управления пресс-службы и информации Минобороны России „Ъ“ заявили, что пока не могут дать никакого определенного комментария насчет судьбы бывшей базы под Бершетью. «Никакого конкретного решения пока не принято», — сказали в пресс-службе.
Возвращение военных в Звездный может ухудшить инвестиционную привлекательность этого городского округа, до сих пор напрямую подчиняющегося федеральным властям и финансируемого ими. Еще несколько лет назад краевые власти продвигали площадки в Звездном как территории с инвестиционной привлекательностью. В частности, в ЗАТО предполагалось реализовать крупные проекты логистического и индустриального парка, девелопером выступала «Пермская логистическая группа». Однако они так и не были начаты, инвестор отказался от аренды. Одной из причин стали сложности в согласовании с военным ведомством вырубки леса на арендуемых площадках. В то же время Минобороны уже несколько лет ведет судебные разбирательства с администрацией ЗАТО Звездный и арендаторами участков в Звездном: министерство оспаривает право муниципалитета на эти земли и их передачу в аренду. Речь идет о территории в несколько сотен гектаров, возврата которой в федеральную собственность добивается Минобороны.
Госпожа Медведева говорит, что Звездный для крупного бизнеса так и остался непривлекательным поселком: «Крупный бизнес к нам не идет: земля и лес принадлежат Минобороны». Этот факт глава округа считает позитивным моментом: Звездный имеет федеральную поддержку в виде собственной пожарной части и собственной полиции.
Гендиректор компании «Инвестленд» Игорь Вагизов полагает, что если военные вернутся в ЗАТО, то город будет закрыт для индустриальных парков. «Единственное, что будет развиваться, это инфраструктура для семей военных», — полагает он. По его мнению, в случае возрождения базы Звездный может позиционировать себя в качестве комфортного для проживания поселка, где чистоту и безопасность гарантируют военные.