Италия открыла доступ к музейным креслам

Культурная политика

В рамках борьбы с бюрократизацией культурной сферы итальянское правительство объявило конкурс на должности директоров 20 крупнейших музеев. В конкурсе может участвовать любой желающий. Объявление со ссылкой на анкету соискателя размещено в разделе "Работа" сайта журнала The Economist.

Фото: Даниил Иванов, Коммерсантъ

Среди музеев, кресла которых освободят для будущего победителя, значатся как всемирно известные — Пинакотека Брера в Милане, галерея Боргезе в Риме, так и редко посещаемые широкой публикой, как, например, Музей искусства ХХ века в Риме. Некоторые руководители музеев уже пообещали подать свои кандидатуры на конкурс. Например, директор галереи Уффици во Флоренции Антонио Натали, недавно завершивший проект частичной реконструкции музея на пожертвование известного модельера Сальваторе Феррагамо в размере €600 тыс., планирует выдвинуть себя на конкурс.

23 декабря прошлого года министр культуры Италии Дарио Франческини подписал соответствующий указ. О задаче реформирования музеев в итальянском правительстве говорилось давно. Министерство культуры не устраивает нынешнее положение дел с музеями, выживающими исключительно благодаря государственной поддержке и продаже билетов. Минкультуры Италии хотело бы видеть на посту директора профессионалов с опытом фандрайзинга, то есть привлечения частных средств в бюджеты музеев. Поэтому у наблюдателей из-за рубежа сложилось впечатление, что на этих должностях чиновники видят в первую очередь американских профессионалов, привыкших работать в тесном сотрудничестве с частными спонсорами, формировать попечительские советы и заниматься точечным поиском спонсоров на каждое мероприятие. Правда, как отмечает сайт blouinartinfo.com, зарплаты итальянских музейных директоров сильно отличаются от американских. Если итальянский Минкульт готов платить топ-менеджменту от €78 тыс. до €140 тыс. (не считая бонусы от €10 тыс. до €40 тыс.), то некоторые американцы на посту директора зарабатывают больше $1 млн (например, главы Музея Метрополитен в Нью-Йорке и Национальной галереи в Вашингтоне).

Нельзя сбрасывать со счетов и особенности местной культурной политики. Так, например, в прошлом году администрация Флоренции не продлила контракт с директором палаццо Строцци Джеймсом Бредберном, канадцем по происхождению, несмотря на то что под его руководством с 2006 года организация провела ряд успешных в финансовом смысле выставок.

Рита Русакова

Вся лента