Не в последний газ
«Башавтотранс» стал единственным получателем субсидии на закупку газомоторных автобусов
Круг перевозчиков Башкирии, участвующих в федеральной программе по стимулированию перевода транспорта на газ, ограничился монополистом ГУП «Башавтотранс». Предприятию удалось получить от государства субсидию в размере 100 млн рублей на приобретение 30 новых «НефАЗов», причем еще до того как правительство опубликовало постановление о порядке ее предоставления. Частные перевозчики, участие которых в программе формально не запрещалось, войти в нее не смогли: категорию дотируемой техники власти ограничили автобусами большой вместимости, а кроме «Башавтотранса» крупных эксплуатантов такой техники в республике нет.
Правительство республики вчера опубликовало постановление, определяющее порядок предоставления госсубсидий пассажирским перевозчикам, закупающим технику на компримированном природном газе. Согласно документу, претендовать на оплату из бюджета до 50% стоимости автобусов могут лицензированные перевозчики из числа индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, не имеющие задолженности перед бюджетом. Льгота распространяется на эксплуатантов, которые закупают новые автобусы большой вместимости, длиной больше 12 метров, произведенные в странах Единого экономического пространства — России, Белоруссии и Казахстане. Транспорт, приобретение которого согласно дотировать государство, должен быть оборудован для перевозки инвалидов.
К моменту публикации постановления, как выяснил „Ъ“, лимит субсидий на закупку газомоторных автобусов, выделенных республикой и правительством РФ в общем объеме 100 млн руб., был уже исчерпан. Их получателем стал госперевозчик ГУП «Башавтотранс». В пресс-службе госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Башкирии уточнили, что республика в прошлом году выделила на закупку таких автобусов 29,5 млн руб., из федерального бюджета поступило 72,3 млн. «Башавтотранс» в декабре приобрел в лизинг 30 городских полунизкопольных автобусов НефАЗ-5299-30-51 с газовым двигателем Mercedes-Benz M906. Поставщиком техники был отобран на конкурсе нефтекамский дилер «НефАЗа» — компания «Автосбыт». Стоимость контракта составила 210 млн руб. Как сообщил генеральный директор БАТ Алексей Клуг, финансирование закупки было паритетным: предприятие оплатило половину затрат.
В этом году программу в регионе планируют продолжить, сообщили в госкомтрансе. Объемы ее финансирования пока не определены. Причины, по которым постановление о порядке предоставления субсидий было опубликовано с длительным опозданием, в ведомстве пояснить не смогли.
Напомним, что в 2013 году вышло распоряжение премьера РФ Дмитрия Медведева о переводе на газ к 2020 году до 50% транспорта в городах-миллионниках и до 30% в городах с меньшим населением. Власти Башкирии в ответ на это пообещали разработать «систему льгот и преференций» для организаций, закупающих транспорт на газе и для тех, кто решил переоборудовать свой парк. Так, в региональный закон «О транспортном налоге» были внесены поправки, предусматривающие 20-процентное снижение ставки транспортного налога для владельцев автомобилей на газе (см. „Ъ“ от 21 июня 2013 года). В мае прошлого года Башкирия и компания «Газпром газомоторное топливо» подписали соглашение о взаимодействии при переводе на природный газ пассажирского и грузового транспорта, коммунальной, специальной и другой автотехники.
В «Башавтотрансе» заявили, что закупили бы технику даже без господдержки, так как парк предприятия нуждался в обновлении, в том числе для обслуживания шаттловых перевозок на международных саммитах летом этого года в Уфе. «Если честно, нам повезло, что мы попали в программу»,— сказал Алексей Клуг. По его словам, другие перевозчики о возможности получить субсидии были информированы, но никто не заявился, так как крупных эксплуатантов автобусов большой вместимости в регионе нет. Партию газовых НефаАЗов «Башавтотранс» рассчитывает получить в феврале. «Если программа будет продлена, мы будем снова участвовать»,— добавил топ-менеджер.
В субсидируемой закупке техники на газе захотят поучаствовать и коммунальные предприятия, полагает господин Клуг. При этом, признает он, заправок компримированного газа в городе недостаточно. С «Газпромом» есть договоренность об открытии четырех новых заправок в Уфе до конца года, напомнил собеседник. При этом сам «Башавтотранс» изучает возможность приобретения мобильных заправок.
Опрошенные „Ъ“ крупные частные перевозчики заявили, что были не в курсе предоставляемых льгот. «Но и вряд ли бы мы участвовали,— сказал председатель республиканского Союза автопредпринимателей Олег Куляшов.— С одной стороны, техника на газе экономически выгодна, с другой, заправок практически нет и нет газовых двигателей отечественного производства. Да и эксплуатация автобусов большой вместимости мало кого из частников сегодня интересует».