Говорящие цвета
Иллюстрации Натальи Басмановой в Библиотеке книжной графики
Выставка рисунок
На первой персональной выставке иллюстратора детских книг Натальи Басмановой рисунки к "Дюймовочке", сделанные в начале 1970-х годов, совершенно не потускнели, и их краски по-прежнему яркие. Смотрел и удивлялся ПАВЕЛ Ъ-ГЕРАСИМЕНКО.
Первая и единственная персональная выставка Натальи Басмановой открылась только недавно, и состоялась она не в музее (хоть Русский музей очень стремился показать эти работы), а в скромных выставочных залах Библиотеки книжной графики на Измайловском проспекте, филиале Библиотеки Лермонтова. Экспозиция, целиком состоящая из произведений, хранящихся в архиве семьи художницы, заслуга в первую очередь куратора выставки Елены Андреевой и других сотрудников библиотеки, которые последовательно выстраивают выставочную стратегию и создали здесь один из петербургских центров искусства, где показывают и художников книги 1920-1930-х годов, и русские иллюстрации к Кафке, и объекты в жанре "книги художника", и современных петербургских графиков.
Наталья Басманова по всем приметам один из многих "тихих" авторов, чье искусство, да и само имя нынче известны профессионалам графики и небольшой группе почитателей. Несколько чаще вспоминают, да и то благодаря небольшим, но регулярным с конца 1970-х годов выставкам, ее мужа Павла Басманова, члена "Круга художников" и "Четырех искусств". Искусство Натальи Басмановой, которое развивалось под определяющим влиянием мужа, стало сейчас предметом отдельного культа благодаря личности художницы, в чьих работах чувствуется принадлежность к не существующей нынче эпохе.
Наталья Басманова родилась в 1906 году и относится к тому поколению петербургской интеллигенции, чью судьбу нужно назвать трагической и удивительной: начало сознательной жизни пришлось на революцию и военный коммунизм, расцвет сил вылился в 1930-е годы "кировским потоком" репрессий, затем блокада (а тем, кто выжил,— еще "ленинградское дело" и борьба с космополитизмом). Сверстниками или одногодками Басмановой были Хармс, Введенский, Олейников, ее муж был арестован по "делу группы пластического реализма" вместе с художниками Владимиром Стерлиговым и Верой Ермолаевой — все это почти непрерывный мартиролог.
Басманова создала не так много иллюстраций, почти все 16-страничные книжки изданы в мягкой обложке. Ее известные работы приходятся всего на два десятилетия, с начала 1950-х по 1970-е годы. Но когда в 1967 году в только что возникшем в Москве журнале "Детская литература" появились первые тексты о ее рисунках, отзывы двух разных художников — Мая Митурича и Виктора Пивоварова — были восторженными.
В 1928 году Басманова закончила художественно-промышленный техникум, потом год училась в Академии художеств. В экспозиции есть множество зарисовок натуры, сведенных в духе времени к конструктивным формам,— именно Павел Басманов привил жене систематическое дисциплинирующее рисование. 1928 годом датированы крупные и живописные рисунки черной тушью, сделанные в подражание Владимиру Лебедеву, чьего влияния мало кто из графиков мог тогда избежать. Но в рисунке Басманова всегда тяготела к цвету, больше всего любила работать акварелью с большим количеством белил и изображать природу.
Последняя ее работа в детской книге "Дюймовочка" стала самой большой — 48 страниц — и наиболее известна, хотя сама художница считала ее скорее набором картинок, нежели книгой. Эти иллюстрации создавались на протяжении пяти лет, книга вышла в 1975 году. Паспарту с печатью издательства "Художник РСФСР" пожелтели, но каждый рисунок сохранил невероятную яркость. Сейчас "Дюймовочку", как и еще одну книгу с иллюстрациями Басмановой — "Сказки народов Севера", собираются переиздать.
В почти полностью показанных на выставке листах появляются напряжение и экспрессионистская сила цвета, так что их хочется сравнить с акварелями Эмиля Нольде. В подземном кротовом коридоре или в изображении затянутой паутиной мышиной норы безошибочно узнаются декорации к "Кабинету доктора Калигари". Перетекающий цвет появляется у Басмановой еще раньше в пейзажных акварелях, пустынных невских видах начала 1930-х годов, но только уложенный в серию книжных иллюстраций он достигает в 1970-е качества смальты, и тогда цвет начинает вибрировать, становится "говорящим".