В Фонд борьбы с коррупцией пришли по следам "Плохого хорошего человека"
Обыски по делу о краже картины привели к выемке бухгалтерской документации
Сотрудники Следственного комитета РФ и МВД вчера провели обыски в Фонде борьбы с коррупцией (ФБК) оппозиционера Алексея Навального и в помещении возглавляемой им Партии прогресса. Поводом послужило расследование дела о краже картины "Плохой хороший человек" (в краже обвиняются соратники Алексея Навального). Но интересовало сотрудников СК и МВД другое — информация о возможных махинациях с пожертвованиями фонду, на которые указывал в направленном ранее следователям заявлении депутат Госдумы Михаил Дегтярев.
Обыски в офисе ФБК начались днем, когда основатель фонда Алексей Навальный находился на допросе в СКР по уголовному делу о краже картины "Плохой хороший человек" во Владимире летом 2014 года. Стоит напомнить, что следователи вызвали оппозиционера на новый допрос спустя три недели после того, как Замоскворецкий суд Москвы приговорил его к трем с половиной годам условного заключения, признав виновным в мошенничестве и легализации денежных средств по делу "Ив Роше". Брат Алексея Навального, Олег Навальный, был приговорен к реальному сроку — к трем с половиной годам колонии.
Заявление о краже картины по ч. 2 ст. 158 УК РФ, предполагающей наказание до пяти лет лишения свободы, написал сам автор произведения Сергей Сотов. Плакат, который следователи называют картиной, был вывешен на одном из заборов во Владимире на всеобщее обозрение. Уличную экспозицию никто не охранял, поэтому пропажу оперативные сотрудники расценили как кражу. Впоследствии художник заявил, что к написанию заявления его склонили обманом "люди, представившиеся полицейскими".
В офис фонда в бизнес-центре "Омега Плаза" на улице Ленинская Слобода следователи и оперативники МВД прибыли в сопровождении бойцов спецназа. Их интересовали в первую очередь бухгалтерские документы, а также информация с компьютеров. По словам сотрудников ФБК, изымались для изучения и копирования информации даже их личные планшеты и ноутбуки, а также трудовые книжки. Им самим на время обыска запретили пользоваться сотовыми и городскими телефонами, в конце им вручили повестки на допрос в СКР.
Напомним, Фонд борьбы с коррупцией был основан господином Навальным в 2011 году. Сейчас его директором является Роман Рубанов, а исполнительным директором — Владимир Ашурков. Вчера общаться со следователями пришлось оказавшемуся на месте господину Рубанову.
В СКР "Ъ" заявили, что обыск в ФБК был проведен в рамках расследования уголовного дела о краже картины "Плохой хороший человек". Фигурантами дела являются соратники Алексея Навального Георгий Албуров и Никита Кулаченков. Господин Албуров, находящийся под подпиской о невыезде, исправно является по всем вызовам следователя, его коллега Никита Кулаченков, в свою очередь, скрывается от следствия, поэтому объявлен в розыск. В СКР подчеркивают, что господин Кулаченков находился в переписке по электронной почте с сотрудниками ФБК. А потому обыск был связан с необходимостью установить его местонахождение, а также проверить его возможную причастность к якобы имевшимся нарушениям и махинациям с деньгами, которые были пожертвованы ФБК. В СКР отметили, что проверка законности расходования средств ФБК проводится по обращению депутата Госдумы Михаила Дегтярева (ЛДПР). В декабре 2014 года он просил СКР проверить, нет ли в действиях руководства фонда состава мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Речь идет о том, как ФБК распоряжался в 2013 году пожертвованиями граждан. По предварительным подсчетам тогда ФБК получил около 24 млн руб. пожертвований на программы борьбы с коррупцией от 16 тыс. человек. При этом около 60% всех средств, считает господин Дегтярев, ушли не на объявленные цели, а на выплату зарплаты персоналу и сотрудникам ФБК. СКР уже дал поручения сыщикам из подразделений экономической безопасности начать соответствующую проверку.
"СКР недоволен тем, что ФБК тратит собранные деньги на аренду офиса и зарплату сотрудникам. А на что, извините, мы должны их тратить?" — прокомментировал проверку следователей сам Алексей Навальный в Twitter.
По мнению сотрудника ФБК Любови Соболь, следователи использовали дело о краже картины как предлог, чтобы провести обыск в рамках проверки по заявлению депутата Дегтярева. "Это было сделано потому, что в рамках доследственной проверки проводить обыск они не имели право,— заявила "Ъ" госпожа Соболь.— Кроме того, следователи и сотрудники МВД незаконно обыскивали находящееся по соседству помещение Партии прогресса, хотя в постановлении об обыске фигурировал только ФБК". По ее словам, юристы обратятся в суд в связи с нарушениями закона о полиции и Уголовно-процессуального кодекса, которые они усмотрели в действиях сотрудников СКР и МВД.